Референдум или голосование за поправки в конституцию?

Электронное голосование по поправкам к Конституции РФ пройдет в нескольких регионах

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Голосование по поправкам к Конституции России в дистанционном электронном формате состоится в трех-четырех регионах страны. Об этом заявила председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Элла Памфилова в интервью «Российской газете».

Она заявила, что дистанционное голосование в масштабах страны применяться не будет. «Речь может идти пока не более чем о 3-4 регионах, пока только на основе примененной ранее «московской» технологии», — сказала Памфилова, добавив, что такую инициативу должен проявить сам регион, доказав ЦИК свою способность выполнить все требования.

По мнению председателя ЦИК, задачу облегчает «отсутствие политической конкурентной борьбы кандидатов». Это «снижает «порог входа» для применения новых технологий и позволяет ориентироваться на более мягкие критерии к реализации дистанционного голосования». Кроме того, она отметила, что при принятии решения о дистанционном голосовании по конституции будет принята во внимание эпидемиологическая ситуация в стране.

Памфилова также добавила, что электронное голосование является одним из современных видов голосования, которое может иметь хорошие перспективы в процессе дальнейшего развития избирательной системы в стране. По ее словам, введение процедуры электронного голосования позволит «вовлечь в избирательный процесс больше участников голосования».

Она подчеркнула, что у комиссий вырастет скорость и точность обработки документов, подсчета голосов и подведения итогов, опубликования результатов выборов. Также электронный формат, по словам Памфиловой, со временем снизит общие расходы по организации и проведению выборов.

Ранее президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий внесение изменений в избирательное законодательство РФ, в том числе дающий возможность дистанционного сбора подписей избирателей и дистанционного электронного голосования на федеральном уровне. Законом вводится понятие «дистанционное электронное голосование», под которым понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. Устанавливается, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены ЦИК России, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также предусмотрено дистанционное электронное голосование.

Это интересно:  Голосование по конституции - прогнозы

Законом также предоставляется возможность наряду с установленным порядком осуществлять сбор подписей избирателей через единый портал государственных и муниципальных услуг. Речь идет о сборе подписей, которые необходимы для регистрации кандидата или списка кандидатов, а также для назначения референдума. Устанавливается, что количество подписей, собранных онлайн, должно быть прописано в законе субъекта РФ, однако оно не может превышать половину от количества необходимых для регистрации кандидата подписей.

Чем отличается всенародное голосование от референдума. Почему за поправки в Конституцию будет проводиться именно всенародное голосование

По словам Главы ЦИК, голосование по конституционным поправкам будут проводиться в рамках исключительной и уникальной процедуры. Она именуется всенародным голосованием. Чем отличается всенародное голосование от референдума? Почему за поправки в Конституцию будет проводиться именно всенародное голосование, а не референдум, и в каком порядке будет проходить голосование?

  • Зачем проводится всенародное голосование. Отличия от референдума
  • В каком порядке будет проходить всенародное голосование
  • Почему не референдум?

Зачем проводится всенародное голосование. Отличия от референдума

В ходе Послания Федеральному Собранию Президент Путин предложил внести изменения в Конституцию и заявил о необходимости утверждения таких поправок гражданами РФ. Так как предложенные поправки не затрагивают основ конституционного строя и не имеют важного значения для функционирования российской политической системы, то проводить по ним голосование не нужно вовсе. Достаточно, чтобы поправки утвердил Совет Федерации, и они будут приняты – такая процедура сделает поправки действующими по всем законодательным правилам.

На основании ст. 136 Конституции поправки, предложенные к Главам 3-8, принимаются, как и любой федеральный закон, и вступают в силу после одобрения 2/3 голосов Госдумы и ¾ голосов Совета Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции).

Это интересно:  Голосование по конституции будет по каждому пункту?

При изменениях в Конституцию необходимо проведение референдума. Но это правило распространяется при внесении изменений в основополагающие Главы 1, 2, 9 Конституции и только после голосования за них 3/5 Парламента.

Процедура референдума сама по себе достаточно сложная, с точки зрения порядка и сроков проведения. Так, ее нельзя проводить менее, чем за год до окончания полномочий Госдумы, иначе оставшегося времени будет недостаточно для проведения поправок.

Референдум в стране объявляет сам Президент. По ст. 23 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» он направляет инициативы в Конституционный суд для проверки их конституционности и только после одобрения их судом может объявить референдум. Также Федеральное собрание должно перед референдумом созвать Конституционное собрание, которое разработает и утвердит конституционные поправки.

Но всего этого можно избежать, если вместо референдума провести всенародное голосование.

Более того, Конституция не содержит ответа на вопрос: как поступить в том случае, если поправки были одобрены Советом Федерации и Госдумой, а народ отказался их поддержать. Порядка отмены утвержденных поправок, которые по закону не должны утверждать граждане, не существовало. Но принятый 11 марта 2020 года закон о порядке всенародного голосования изменил данное положение дел.

В каком порядке будет проходить всенародное голосование

11 марта Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о внесении поправок в Конституцию. Его статьи 2 и 3 посвящены механизму принятия конституционных поправок. Он предполагает предварительное утверждение поправок Конституционным судом и проведение общенародного голосования.

Если суд примет отрицательное решение, то поправки не вступят в силу, и общенародное голосование по ним не проводится. Если суд подтвердит конституционность поправок, то будет проведено всенародное голосование, назначенное Президентом. В случае если за поправки проголосуют более половины граждан, то они вступят в силу. Если менее 50%, то поправки не вступят в силу.

Это интересно:  Голосование за конституцию - что это?

Почему не референдум?

В ст. 3 Конституции подчеркивается, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Но общероссийское голосование по поправкам в Конституцию подпадает под признаки и правила референдума, которые содержатся в российском законодательстве (они указаны в №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Поэтому законодатели делают упор на то, что это будет голосование, а не референдум. При проведении референдума пришлось бы соблюдать массу формальностей: соблюдение правил агитации за и против поправок, их финансирование, порядок голосования и подсчета голосов, участие наблюдателей и пр.

Проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования», который предстоит принять ЦИК, содержит усеченные правила голосования в отличие от выборов и референдумов (в частности, по контролю за голосованием на дому).

Также на голосование будет вынесен пакет поправок, которые мало связаны между собой. Гражданам предстоит голосовать или за пакет или против, что также отличается от требований при проведении референдума, когда на голосование необходимо вынести только взаимосвязанные поправки.

Таким образом, за конституционные поправки будет проводиться именно всенародное голосование, а не референдум по той причине, что референдум в данном случае не нужен, когда поправки можно было бы принять без учета мнения народа. Также принятый порядок голосования отличается от нормативных требований к проведению референдумов.

Оставьте комментарий