Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма: основания и порядок

Содержание статьи

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма (ст.ст. 49 — 59)

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

См. схему «Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма»

>
Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Содержание
Жилищный кодекс (ЖК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правила предоставления муниципального жилого помещения по договору социального найма и условия использования площади

Право на достойное жилье для всех граждан, рожденных и проживающих на территории Российской Федерации, гарантированно конституцией страны. Получить от государства помощь в улучшении жилищных условий могут не только малоимущие и социально незащищенные слои населения, существует еще много категорий граждан, для которых разработаны специальные программы поддержки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Регламент и условия использования

Основания для получения гражданином РФ дома, квартиры или комнаты в социальный найм:

  • Полное отсутствие места для проживания.
  • Жилое помещение имеет недостаточную площадь на каждого члена семьи (меньше нормы установленной законом).
  • Помещение не соответствует нормам безопасности или находится в аварийном состоянии.
  • Гражданин или кто-то из членов его семьи страдают тяжелой формой заболевания, при котором совместное проживание не допускается.

Основания для отказа

Решение об отказе в постановке на учет выдается в течении 3-х рабочих дней со дня подачи заявления. В таком документе обязательно указывают причину отказа, это может быть:

    Сознательное ухудшение условий проживания за последние 5 лет, а именно:

  • обмен благоустроенного жилья на аварийное;
  • продажа или передача в дар пригодной для проживания недвижимости;
  • подселение к себе третьих лиц (исключение – супруги, родители и дети);
  • доказаная вина гражданина в причинении вреда собственному жилищу.
  • Предоставление не полного или не действительного пакета документов.
  • Собранные документы не подтверждают право кандидата, претендовать на социальное жилье.
  • Порядок действий

    1. Необходимо обратиться в исполнительный комитет и подать заявление и комплект документов.
    2. После сдачи и рассмотрения заявки гражданина ставят в очередь на получение жилья.
    3. Получение подтверждения наступления очереди в письменном виде.
    4. Сбор документов для заключения договора.
    5. Обращение в муниципалитет для подписания договора социального найма.
    6. Вселение в предоставленное жилое помещение.
    • Скачать бланк типового договора социального найма муниципального жилья
    • Скачать образец договора социального найма муниципального жилья

    Кому выдаётся муниципальная квартира?

    Граждане, имеющие право претендовать на выделения жилплощади из государственного фонда, подразделяются на категории:

    • Малоимущие.
    • Военнослужащие.
    • Многодетные семьи.
    • Жильцы ветхих и аварийных домов (процедуру переселения из ветхого жилья по договору социального найма мы подробно рассматриваем здесь).
    • Дети-сироты.
    • Ветераны и инвалиды ВОВ.
    • Граждане с тяжелыми хроническими заболеваниями.

    Государственные нормы предоставляемой площади

    Размер жилья, передаваемого гражданину в найм, определяется государственными нормами. Каждый субъект РФ устанавливает свои нормативы, на формирование которых влияет соотношение двух параметров:

    • количество свободной муниципальной недвижимости в регионе;
    • списочная численность очередников.

    Для определения потребности гражданина в расширении жилплощади, существует понятие учетной нормы.

    Данный норматив также самостоятельно устанавливается администрацией каждого субъекта РФ и регламентируется статьей 50 ЖК РФ.

    Учетная норма — это минимальный размер площади, который должен приходится на каждого проживающего в доме, комнате или квартире. Размер жилой площади помещения необходимо разделить на количество зарегистрированных в ней жильцов, и сравнить полученный результат с учетной нормой.

    В случае, когда полученный результат меньше установленного норматива, гражданин имеет право претендовать на улучшение условий проживания.

    Документы необходимые для постановки на учет

    Для того чтобы стать в очередь на получение жилья в социальный найм, необходимо собрать и предоставить следующие документы:

    1. заявление на предоставление жилья, в нем необходимо детально обосновать свою потребность и объяснить невозможность самостоятельного решения жилищного вопроса. Заявление подписывают все члены семьи;
    2. копии идентификационных документов для всех членов семьи:

    • удостоверение личности (паспорт, ИНН, пенсионные свидетельства);
    • подтверждение родственных связей (свидетельства о браке, свидетельства о рождении);
  • документы подтверждающие права владения текущем жильем (выписка из единого госреестра недвижимости, договор социального найма);
  • справки о доходах и налогооблагаемом имуществе каждого заявителя;
  • актуальная выписка из домовой книги;
  • справка о постановке заявителя и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье;
  • письменное согласие на обработку данных;
  • другие дополнительные справки и выписки, индивидуальные для каждого отдельного случая.
    • Скачать бланк заявления на получение муниципального жилья по договору социального найма
    • Скачать образец заявления на получение муниципального жилья по договору социального найма

    Сроки исполнения

    Предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется в порядке очереди, которая разделена на три группы:

    1. Внеочередное получение.
    2. Первая очередь.
    3. Получение на общих основаниях.

    Правовыми актами не установлен ни минимальный, ни максимальный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено.

    Стоимость и оплата

    Плата за социальный найм жилого помещения состоит из двух частей:

    • содержание жилья, то есть оплата коммунальных услуг;
    • плата непосредственно за наем, устанавливается органами местного самоуправления в расчете на 1 квадратный метр жилой площади.

    Некоторые категории нанимателей освобождаются от платежей на право проживания и оплачивают только коммунальные услуги.

    Внеочередное получение жилого помещения

    Право получит жилье вне очереди, получают следующие категории граждан:

    • проживающее в ветхом и аварийном жилье;
    • больные тяжелыми заболеваниями, опасными для окружающих;
    • действующие и ушедшие в отставку судьи со стажем работы в должности не менее 20 лет, либо ставшие инвалидами в период работы;
    • прокуроры и сотрудники Следственного комитета РФП;
    • спасатели, профессионально работающим в аварийно-спасательных службах;
    • сотрудники ОВД РФ, не имеющие жилого помещения по месту службы;
    • граждане, выселяемые из социального жилья в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

    Данный список не является полным, так как государственные органы управления могут предоставляет право первоочередного получение жилья и другим категориям граждан.

    С января 2013 г. дети-сироты не имеют права на получение жилья вне очереди.

    На государственном уровне разработаны программы поддержки граждан, решивших приобрести жилье. Существует категории лиц, имеющих право на субсидии, жилищные сертификаты или земельные участки под строительство:

    • молодые семьи;
    • многодетные семьи;
    • молодые научные сотрудники;
    • работники образовательных и медицинских учреждений;
    • молодые люди, готовые работать в сельской местности;
    • инвалиды и дети-инвалиды;
    • пенсионеры;
    • матери-одиночки;
    • военнослужащие.
    Это интересно:  Плата за найм муниципального жилья по договору социального найма: от чего зависят расчеты тарифов?

    В заключении необходимо напомнить, что жилье, переданное гражданину в социальный найм, может быть приватизировано им в любой момент, при условии, что он первый раз в жизни участвует в переводе муниципального жилья в личную собственность.

    Полезное видео

    Смотрим видео по теме:

    Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

    Для человека, не имеющего недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем.

    Одним из самых эффективных и действенных механизмов обеспечения социальной защиты населения признается институт социального найма. Для человека, простого гражданина, который не имеет недвижимое имущество в собственности, данная система является прекрасным подспорьем. Это связано с тем, что социальный найм подразумевает дальнейшую приватизацию муниципальной или государственной собственности. Норма выделенной жилой площади, которая предоставляется по договору найма, зависит от конкретных условий, которые зафиксированы законодательством РФ.

    Понятие «норма предоставления жилой площади»

    Термины «норма предоставления жилой площади» и «учетная норма площади жилого помещения» нашли свое разграничение в ст. 50 ЖК РФ. Основанием для этого служит цель, которую подразумевает использование представленных нормативов.

    Согласно этому, можно вывести определение, что такое норма предоставления жилой площади – это минимальный размер жилплощади, который ложится в основу для расчета общей площади недвижимого имущества, на который предоставляется договор соцнайма. Компетенция установления данного основополагающего показателя принадлежит органам местного самоуправления и может варьироваться в зависимости от региональных особенностей. Но стоит отметить тот факт, что принятие решения об установлении минимального размера жилплощади не должно вступать в резонанс с показателями уровня обеспеченности граждан соцжильем на территории конкретного субъекта РФ.

    Например, нормы предоставления жилой площади на одного человека на территории Москвы равняются 18 кв. метрам. А чтобы встать на учет с целью улучшения условий, норма должна достигать показателя в 10 кв. метров на человека. Если обратиться к законодательству Ростовской области, то норма предоставления площади жилого помещения на человека, проживающего обособлено от остальных представителей семьи, составляет 25-33 кв. метра. Если семья состоит из трех и более представителей, тогда минимальный размер составит 15-18 метров.

    Понятие «учетная норма площади жилого помещения»

    Учетная норма площади жилого помещения это другой ключевой термин, охарактеризованный в ст. 50 ЖК РФ. В данном случае речь идет про минимальный размер жилплощади, который ложится в основу выяснения уровня обеспеченности физлиц площадью, предназначенной для жилья, но с целью, чтобы он мог встать на учет в Жилищной инспекции в качестве нуждающегося гражданина в жилом имуществе.

    Размер учетной нормы устанавливается ОМСУ. При этом компетентный орган должен учитывать такие же основания, как и при расчете нормы предоставления.

    Учетная норма площади жилого помещения будет зависеть от уровня и степени остроты жилищных проблем на территории того или иного субъекта РФ, темпов возведения объектов жилого фонда, предназначенных для социального найма, а также состояния и структуры уже имеющихся квартир.

    На учет в Жилищной инспекции принимаются те граждане, которые признаны нуждающимися. Иными словами, они обладают жилплощадью, размер которой составляет показатель менее учетной нормы. Кроме того, принимается к сведению в таких ситуациях соотношение между нормой представления и учетной нормой. Если норма представления менее учетной, тогда возникает замкнутый круг, который не удастся решить даже при выделе гражданам жилплощади. Обуславливается это тем, что, несмотря на выделенную жилплощадь, они будут считаться нуждающимися.

    Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

    Одной из самых трудновоспринимаемых тем для простых граждан является предоставление жилого помещения по договору социального найма. Это связано с тем, что жилищное законодательство РФ подразумевает многочисленные нюансы, учесть которые могут только профессиональные юристы.
    Порядок предоставления жилья по договорам соцнайма регламентирован ст. 57 ЖК РФ. Несмотря на изменения, которым подвергается Кодекс, правила наделения нуждающихся граждан жильем остаются прежними.

    Во-первых, договор соцнайма оформляется в строгом соответствии с очередностью. Иными словами, первыми получат жилплощадь те граждане, которые на учет встали раньше остальных.

    Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда того или иного человека наделяют жилым помещением вне очереди. Для этого должно быть соблюдено основание, прописанное в ЖК РФ, а именно, если физлицо является субъектом следующих категорий граждан:

    • военнослужащие, которые получили инвалидность во время исполнения профессионального долга;
    • инвалиды I или же II нерабочих групп;
    • дети-сироты и дети, которые остались без родительского попечения;
    • физлица, страдающие серьезным заболеванием в хронической форме.

    В-третьих, предоставление недвижимого имущества из социального фонда происходит после постановки нуждающегося человека на учет. Уполномоченный орган принимает решение о выделе собственности, после чего с физлицом подписывается договор о соцнайме. Заявление, полученное от нуждающегося в улучшении условий жизни человека, должно быть рассмотрено ОМСУ не позднее, чем истекут 30 рабочих дней. Отсчет начинает идти с момента, когда все документы будут получены компетентным органом.

    В-четвертых, жилье выделяется гражданам РФ по фактическому месту их проживания. Иными словами, муниципалитет обязывается выделить собственность в границах муниципального образования конкретного населенного пункта. При этом размер общей площади имущества не должен быть менее нормы потребления на каждого человека.

    Жилье по договорам соцнайма должно отвечать всем требованиям, которые закреплены ЖК РФ. В частности, имущество должно быть пригодным и комфортным для жизни: сухим, светлым, вентилируемым, а также отвечающим правилам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологической службы. В квартиру должны быть заведены все основные коммуникации: свет, газ, вода.

    Нормирование жилой площади социального найма

    На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

    Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

    Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

    Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

    Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

    Основания и порядок предоставления жилья по договору социального найма

    Договор социального найма жилого помещения – соглашение, в силу которого собственник или уполномоченный им орган (наймодатель) передает нанимателю жилое помещение в пользование, в пределах социальной нормы площади жилья, на срок, установленный действующим законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги.

    В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются гражданам исключительно из государственного или муниципального жилищных фондов социального использования. Данное обстоятельство является существенным отличием договора социального найма жилого помещения от договора коммерческого найма, так как при коммерческом найме жилое помещение может быть передано внаем как из государственного и муниципального жилищного фонда, так и из частного жилищного фонда.

    Это интересно:  Как составить договор на сдачу квартиры: образец бланка

    Согласно п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Таким гражданам помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда.

    В Жилищном кодексе РФ не установлены критерии для признания граждан малоимущими. При решении вопроса о признании гражданина малоимущим принимается во внимание доход, приходящийся на каждого члена семьи, а также стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации ( п. 2 ст. 49 ЖК РФ ).

    Гражданин может претендовать на получение жилья по договору социального найма в случае, если он:

    1. Признан соответствующим органом малоимущим;
    2. Признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

    Основания признания нуждающимся в жилом помещении

    Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Такие основания не могут создаваться искусственно и учитываются лишь при предоставлении жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

    Нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

    1. Граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
    2. Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (Перечень соответствующих заболеваний установлен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»)
    3. Граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (Требования к жилым помещениям установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»);
    4. Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Основания для предоставления жилья по договору социального найма

    Основания для предоставления жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда, который подразделяется на жилищный фонд Российской Федерации и жилищный фонд субъектов Российской Федерации, закреплены в п. 3 ст. 49 ЖК РФ.

    Жилые помещения из государственного жилищного фонда предоставляются тем категориям граждан, которые указаны в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации. Такие граждане не являются малоимущими, но в силу своего особого статуса также вправе претендовать на предоставление жилых помещений по социальному найму.

    Условием для предоставления жилых помещений таким гражданам является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

    Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения, согласно п. 4 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.

    Не имеют права претендовать на получение жилых помещений по договору социального найма лишь две категории физических лиц: это иностранные граждане и лица без гражданства. Однако при наличии соответствующего международного договора Российской Федерации с иностранным государством (государствами) указанные категории лиц также могут обеспечиваться социальным жильем.

    Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

    Жилое помещение по договору социального найма предоставляется в соответствии с определенной нормой. Статья 50 ЖК РФ устанавливает понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

    Для постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо, чтобы зарегистрированным (прописанным) в квартире «не хватало метров» по учетной норме.

    • Норма предоставления площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
    • Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

    Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

    Иными словами, под нормой предоставления понимается норма жилой площади на одного человека, в соответствии с которой определяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

    Норма предоставления жилых помещений определяется в каждом отдельном муниципальном образовании соответствующим органом местного самоуправления. При этом принимается во внимание уровень обеспеченности жильем в данном муниципальном образовании, а также другие существенные факторы.

    Для граждан, не признанных малоимущими, но имеющих право получать жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда (п. 3 ст. 49 ЖК РФ), федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации может быть установлена иная, чем в конкретном муниципальном образовании, норма предоставления площади жилого помещения.

    Основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье

    Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Признание граждан таковыми является вторым после статуса малоимущего условием для предоставления социального жилья.

    Статья 52 ЖК РФ определяет порядок и основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые в установленном порядке приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на таком учете, допускается только в случаях, прямо установленных ЖК РФ.

    Право состоять на учете имеют граждане:

    1. Признанные органами местного самоуправления малоимущими (ст. 49 ЖК РФ):
    2. Условия проживания позволяют признать их нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ).
    Это интересно:  Социальный наем жилого помещения - что это такое? Как получить муниципальную квартиру в аренду у государства?

    Жилищный кодекс РФ установил две основные группы граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Это, во-первых, малоимущие. Во-вторых, граждане, указанные в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации.

    На практике возникают ситуации, когда один и тот же гражданин вправе претендовать на получение жилого помещения одновременно как малоимущий и как относящийся к категории, установленной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В данном случае такой гражданин, в соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ, может встать на учет либо как малоимущий, либо как относящийся к категории, указанной в соответствующих законах, либо одновременно по обоим основаниям.

    Категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди

    На получение жилого помещения вне очереди вправе претендовать следующие категории граждан:

    1. Граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
    2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 N 987н.

    Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье

    Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для этого такие граждане должны подать соответствующие заявления.

    Заявление о принятии на учет подается в орган местного самоуправления по месту жительства нуждающегося гражданина. Подача такого заявления в орган местного самоуправления не по месту жительства гражданина допускается в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

    При недееспособности нуждающегося гражданина заявление от его имени в орган местного самоуправления подается законным представителем такого гражданина.

    В соответствии с п. 4 ст. 52 ЖК РФ к заявлению о принятии на учет гражданин должен приложить документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.

    В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

    Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

    Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

    Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

    Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

    Согласно п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета нуждающихся в жилье граждан устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации путем принятия соответствующего закона.

    Основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

    Статья 54 ЖК РФ закрепила перечень оснований для вынесения органами местного самоуправления решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Законодатель установил всего три таких основания:

    1. Гражданином не представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, если документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
    2. Гражданином представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
    3. Не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которой, если лицо намеренно предпринимало действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то оно принимается на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    Согласно ч. 2 ст. 54 ЖК РФ орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в принятии на учет гражданина, обязан указать конкретное нарушение со ссылкой на одно из перечисленных оснований.

    В ч. 3 ст. 54 ЖК РФ законодатель обязал органы местного самоуправления выдать или выслать гражданину решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Такое решение должно быть выдано или выслано не позднее чем через три рабочих дня с даты его принятия.

    Гражданин, в отношении которого принято решение об отказе в принятии на учет, вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.

    Оставьте комментарий