Как получить пропуск юристу?

Почему они не могут получить рабочие пропуска

Столичные юристы жалуются на проблемы с получением пропусков. Им приходится оформлять разрешительный документ для поездки по личным нуждам или к врачу, чтобы отправиться в суд. С 12 мая заседания во многих регионах возобновились, но официально попасть на них может не каждый, рассказали “Ъ FM” сотрудники нескольких юридических фирм. Им, в отличие от адвокатов, не положен пропуск по умолчанию, и многие при этом не могут получить рабочие пропуска. Дело в том, что по указам местных властей их организации не вошли в список тех, кто может продолжать работу во время ограничительных мер.

“Ъ FM” поговорил с юристами о проблемах, с которыми они столкнулись, и как без пропуска попадают на судебные заседания:

Елена Изотова, старший юрист юридической фирмы «Косенков и Суворов»: «Пропуски, действительно, аннулировали. То есть изначально пропуски у юристов работали, но затем вот недели две назад была волна аннулирований, и в том числе пропуски для юристов были одним днем аннулированы. Насколько я знаю, у некоторых коллег они остались, не знаю, от чего это зависит, возможно, ни от чего, просто работа системы так распределена, и они ими пользуются. Я уже несколько раз ездила в суд по своим личным пропускам. Также я знаю коллег, которые пользуются медицинскими пропусками, то есть находят какую-то ближайшую медицинскую организацию и делают вид, что едут туда».

Алексей Сиренко, управляющий партнер юридической компании «Юстерс»: «В действительности, я пообщался с коллегами, и все пришли к единому мнению, что эта проблема надумана, потому что даже у самозанятого сейчас есть возможность оформить рабочий пропуск, не говоря уже об ИП. То есть, если нет адвокатского статуса, и юрист профессионально оказывает услуги, у него в любом случае есть некий предпринимательский статус, который ему позволяет добраться до суда. Но даже если такого статуса нет, то можно воспользоваться этой опцией — два раза в неделю взять на неотложные меры пропуск и добраться до суда».

Виктор Петров, руководитель арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX: «Проблема для представителей заключается в том, что сейчас не сформировано никакого единого подхода в судах. То есть мы видим, что в региональных, например, арбитражных судах даже на уровне кассационных судов округов есть требование о том, что представители, прибывающие из Москвы и Московской области, а также из Санкт-Петербурга, обязаны предоставлять сведения о прохождении двухнедельного карантина, то есть нужно приезжать за две недели до заседания минимум. В других судах слушается только одна категория дел, например, только административные дела публичных правоотношений, а гражданские дела не слушаются вообще. Также есть ограничения по числу представителей. Например, в ряде судов прямо указано, что допускается только по одному представителю от лица, участвующего в деле. Не допускаются лица, которые не являются участниками процесса, что блокирует возможность вызова специалистов, то есть именно неоднородность требований».

Владимир Шалаев, старший юрист BMS Law Firm: «Сейчас большинство судов вышли на работу, при этом в разных регионах вводятся разные ограничительные меры, в том числе в некоторых есть ограничения по юристам, прибывшим из других регионов. Например, в некоторых судах необходимо, чтобы представитель, прибывший из Москвы или из Санкт-Петербурга, провел в изоляции две недели, чтобы его допустили в судебное заседание. То есть в некоторых случаях мера абсурдная и касается не только получения пропусков, но и в принципе возможности участия в судебном заседании».

В то же время вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров уверен: хоть проблема у юристов действительно возникла, вся ситуация лишь подтверждение — необходимо четко урегулировать рынок правовых услуг, ведь адвокаты, благодаря своему статусу, со сложностями не сталкивались.

«Просто лишний раз проявилась необходимость общего урегулирования рынка юридических услуг — то, о чем адвокатура говорит на протяжении более 10 лет. Все теперь до середины лета вносится в правительство, рассматривается, принимается в каком-то виде, и начинается активная работа над законодательством, изменением с тем, чтобы исключить этот дуализм, исключить эти двойные стандарты профессии. Одним и тем же занимаются, делают одно и то же, но адвокатам есть преференции, а представителям, не имеющим этого статуса, нет. Правильно, только нужно не дыры латать в данном случае, не давать и тому, и другому, и третьему какие-то индивидуальные разовые разрешения, а урегулировать рынок в целом. Просто во всем мире деятельность представительская имеет одно название — адвокатура. Юрист — это только образование. А дело, которым занимаются, практика юридическая, она во всем мире называется адвокатурой. И тогда бы этого вопроса не было».

Это интересно:  Цифровой пропуск 0250 неверный формат

Те суды, которые сейчас возобновили работу или проводили заседания в последнее время, усилили меры безопасности. Как рассказали “Ъ FM” юристы и адвокаты, посещавшие слушания, на входе в здание суда часто обязательно измеряют температуру, а на самом заседании участники присутствуют в масках и перчатках.

Новый порядок контроля за передвижением

Вводящиеся с 22 апреля в Москве и Московской области новые правила регистрации автомобилей и транспортных карт не создают неудобств адвокатам.

С 22 апреля в Москве и Московской области вводится новый порядок контроля за передвижением граждан на личном и общественном транспорте. В городе будет производиться автоматический контроль за соблюдением порядка передвижения на транспорте. Аналогичные меры вводятся и в Подмосковье. Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев и заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант считают, что новые правила подтверждают право адвокатов свободно передвигаться по столичному региону. При этом добавятся лишь некоторые особенности авторизации, позволяющие свести к минимуму личные контакты, в том числе с проверяющими, чтобы уменьшить риск передачи инфекции. Вопросы юридического характера, возникающие в связи с решениями властей, они предлагают решать потом, исповедуя сейчас сугубо прагматический подход.

Указом мэра г. Москвы № 45-УМ от 18 апреля 2020 г. вносятся изменения в «Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве». Согласно новой редакции этого документа контролировать всех передвигающихся по городу на легковом автотранспорте будут с помощью камер. Поэтому в цифровом пропуске необходимо указать государственный номер автомобиля. Причем сделать это требуется не менее чем за пять часов до начала первой поездки.

Для проезда в городском общественном транспорте можно будет использовать только карты «Тройка», «Стрелка», месячный единый билет, социальные карты москвича и жителя Московской области. Если в цифровом пропуске не указан номер электронной карты, проезд в городском общественном транспорте будет невозможен. Электронная карта не сработает на турникете метро или валидаторе наземного транспортного средства.

Как сообщил на своем сайте Сергей Собянин, получать новый цифровой пропуск при этом не требуется. Достаточно внести изменения в действующий документ, используя специальный сервис на сайте mos.ru.

В обращении мэра также отмечено, что автомобили, не включенные в цифровые пропуска, будут автоматически считаться нарушителями, а их владельцы – штрафоваться.

В то же время председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас предложил столичным властям пояснить свое решение задействовать камеры фото- и видеофиксации для контроля за соблюдением пропускного режима при поездках на автомобиле. По словам сенатора, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Административный кодекс Москвы содержат закрытый перечень правонарушений, которые могут фиксироваться в автоматическом режиме. Это нарушение правил дорожного движения и нарушения, связанные с благоустройством территории, совершенные с использованием транспортных средств».

Постановление губернатора Московской области № 194-ПГ от 18 апреля 2020 г. вносит коррективы в «Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории Московской области в период действия режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».

Это интересно:  Как оформить пропуск работнику во время карантина?

В Подмосковье расплачиваться за проезд в пассажирском транспорте с 22 по 30 апреля можно будет только безналичным способом – электронными картами («Стрелка», «Тройка» или социальная карта). Сделать это банковскими картами и гаджетами будет временно невозможно. В случае если в цифровом пропуске, необходимом для поездок на общественном транспорте, не будет указан номер транспортной или социальной карты, то оплатить проезд не будет возможно.

При этом движение грузового транспорта по Москве и Подмосковью по-прежнему осуществляется на основе ранее выданных стандартных разрешений и пропусков.

Адвокатам нужно только зарегистрироваться

Как сообщалось ранее, с 15 апреля 2020 г. в г. Москве и Московской области возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств подтверждается или цифровым пропуском, или служебным удостоверением, в том числе «удостоверением судьи, адвоката, нотариуса, включая помощников указанных лиц». При этом граждане, следующие совместно с ними, не освобождаются от обязанности иметь цифровые пропуска. То есть, как заявили в ФПА РФ, в столичном регионе свобода передвижения адвокатов не ограничена, а деятельность адвокатских образований не прекращается.

В обоих нормативно-правовых актах от 18 апреля прописан порядок передвижения лиц, имеющих удостоверения государственного образца (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, нотариусы и др.), а также журналистов (в обоих порядках это п. 5).

Лица, имеющие служебные удостоверения, по которым для передвижения не требуется получение цифровых пропусков, обязаны зарегистрировать свой автомобиль или транспортную карту. Для этого они должны зарегистрировать на сайте mos.ru номера своих личных или служебных машин, а также электронных транспортных карт. Аналогичные правила будут действовать в отношении журналистов, имеющих редакционные удостоверения и иные документы, удостоверяющие их полномочия.

На регистрацию номеров автомобилей и транспортных карт уходит совсем немного времени. Это подтвердили адвокаты, которые уже внесли необходимые сведения для свободного передвижения в московском регионе. На сайте mos.ru для этого нужно найти баннер «Запрос цифрового пропуска на передвижение по городу», внести свои персональные данные, в графе «тип цифрового пропуска» указать «передвижение со служебным удостоверением», а затем ввести номер удостоверяющего документа (реестровый номер адвоката, регистрационный номер нотариуса), номер автомобиля или карты.

На сайте автоматически будет указано, что «цифровой пропуск для выбранной цели действует по 30.04.2020». Остается только выбрать способ передвижения. Можно особо не задумываться и указать все возможные транспортные средства, в том числе такси.

Помощникам адвокатов и нотариусов, а также журналистам придется наряду с номером удостоверения ввести государственный номер автомобиля, номер транспортной или социальной карты. В случае, если предполагается передвижение на такси, то в электронном коде, состоящем из 16 знаков, появятся дополнительные буквы – TAXI.

В интересах пользователей системы

Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев отметил, что этим указом действующий порядок не изменяется. Адвокат, как и прежде, вправе передвигаться на основании удостоверения. Никто не вправе его задержать или отправить его автомобиль на штрафстоянку. То же касается помощников адвоката, нотариусов и их помощников.

Проблема, по словам вице-президента ФПА РФ, заключается в том, что контроль за осуществлением передвижения будет осуществляться с помощью системы автоматической видеофиксации. «Адвокат, безусловно, может передвигаться свободно, но каждая камера, под которой он проедет, будет выписывать штраф, так как камеры не знают, что на этом автомобиле передвигается адвокат. Возможно, такие штрафы потом можно будет обжаловать, но это займет много времени, так как их может быть много. Для того чтобы система видеофиксации знала, что данный автомобиль авторизован по определенным правилам, и вводится новая система регистрации, так что речь идет о некотором удобстве для пользователей системы», – пояснил он.

Михаил Толчеев подтвердил, что в Подмосковье эта система будет действовать примерно так же, как и в столице, поэтому зарегистрировать транспортное средство или карту можно как на сайте мэра Москвы, так и на сайте Правительства Московской области.

Это интересно:  Код пропуска в период карантина в Московской области

«Я не уверен, что адвокатов в принципе можно штрафовать в данной ситуации, – сказал Михаил Толчеев. – Но поскольку мы сейчас находимся в квазиреволюционной парадигме нормотворчества, которое руководствуется скорее необходимостью, чем правовой обоснованностью, власти приходится решать определенные задачи в силу ряда обстоятельств, в том числе правового нигилизма части российских граждан. Хотя надо признать, что в других странах реакция тоже жесткая и порой не всегда адекватная. Большинство из нас считает, что нормативное регулирование не должно манипулировать терминами, заменяя “чрезвычайную ситуацию” иными понятиями, например “самоизоляцией”. Но разбираться будем потом, сегодня мы исповедуем сугубо прагматический подход».

Нет оснований для дополнительного неудовольствия

Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент АП г. Москвы Вадим Клювгант также заявил, что изменениями и дополнениями Правил передвижения по Москве, вступающим в силу 22 апреля, подтверждено право адвокатов на беспрепятственное передвижение по городу при наличии удостоверения, чего и добивались Адвокатская палата г. Москвы, Федеральная палата адвокатов РФ и Министерство юстиции РФ.

«Это право, закрепленное в предыдущей редакции указа, не изменено. Зато наступила большая определенность в вопросе, который больше всего тревожил, – что будет с транспортными средствами, если средства видеофиксации не понимают, кто находится в машине? Теперь появился механизм, позволяющий указать, что в машине находится адвокат. Я опробовал этот процесс – он занимает одну минуту. Там ясно сказано, что адвокат должен ввести свой реестровый номер и госномер автомобиля. Все очень просто и в этой части я не вижу оснований для дополнительного неудовольствия коллег», – указал он.

«Как люди разумные, мы все понимаем необходимость сведения к минимуму личных контактов, в том числе с проверяющими, чтобы уменьшить риск передачи инфекции. Вспомним, что было в Москве на прошлой неделе, когда тотальную проверку осуществляли в ручном режиме. Поэтому мы должны учитывать Разъяснение Совета АП г. Москвы от 30 марта, где содержатся базовые правила поведения в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции, которые заключаются в том, что адвокатам нужно беречь свое здоровье, соблюдать введенные уполномоченными органами требования и ограничения и осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом этих ограничений. При этом адвокат должен соблюдать баланс двух конституционных ценностей: права на охрану жизни и здоровья и права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Все остальные вопросы адвокат как независимый советник решает исходя из конкретной ситуации».

Коснувшись вопроса о штрафах, которые могут взиматься при действующем порядке передвижения, Вадим Клювгант заметил, что «не нужно быть выдающимся юристом, чтобы увидеть, что в нынешней ситуации акты властей, в том числе и московских, вызывают очень много вопросов юридического характера. Они объясняются спешкой, недостаточной проработкой документов и отсутствием какого бы то ни было опыта поведения в такой ситуации. Проблема носит глобальный характер, такие вопросы возникают во всех странах, охваченных пандемией. Но для адвокатов эта проблема создает перспективы новой, большой и интересной работы – как во время режима повышенной готовности, так и после его отмены. Причем эта работа будет осуществляться как в национальной юрисдикции, так и в международной».

Вадим Клювгант также сказал, что не поддерживает тех коллег, которые призывают игнорировать установленный порядок регистрации своих автомобилей, ничего конструктивного в таком совете не видит и никому не рекомендует идти этим путем. Напротив, он советует готовить правовые позиции и рекомендации для защиты прав и интересов доверителей, которые уже обращаются и будут обращаться за юридической помощью.

Оставьте комментарий