Голосование за поправки не имеет юридической силы?

Комитет Госдумы отклонил поправку о пороге явки на голосование по изменениям в Конституции

МОСКВА, 27 февраля. /ТАСС/. Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству на заседании в четверг не поддержал поправку о 50%-м пороге явки для признания общероссийского голосования по изменениям в Конституции РФ состоявшимся.

«Общероссийское голосование признается соответствующей комиссией состоявшимся в случае, если в нем приняло участие более половины участников общероссийского голосования, внесенных в списки участников общероссийского голосования», — говорится в тексте поправки, разработанной депутатом от ЛДПР Сергеем Ивановым. Инициатива парламентария также предполагает, что решение признается принятым, если его поддержали более половины участников общероссийского голосования.

Присутствовавшая на заседании глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что не считает нужным вводить минимальный порог явки, «исходя из национальных, исторических и иных особенностей». «Это должно быть свободное волеизъявление», — подчеркнула она.

С ней согласился председатель профильного комитета Павел Крашенинников. «Мы считаем, что с учетом того, что все-таки мы идем по пути и процедурам, которые установлены в первую очередь федеральным законом «О выборах президента РФ». У нас логика именно такая. У нас порога нет, между прочим, на выборах в Госдуму», — отметил депутат.

Профильный комитет нижней палаты в четверг рассматривает поправки, касающиеся процедуры общероссийского голосования по изменениям в Конституции, которое запланировано на 22 апреля.

Госдума 23 января единогласно приняла в первом чтении внесенный президентом РФ проект закона о поправке к Конституции. Документ предусматривает в том числе расширение полномочий парламента, Конституционного суда РФ, запрет высшим должностным лицам иметь вид на жительство в других странах, ограничение количества президентских сроков, приоритет основного закона над международными соглашениями и усиление социальных обязательств государства. Также законопроект президента предусматривает проведение общероссийского голосования по закону о поправке к Конституции РФ.

Бывший член ЦИК объяснил, почему России не нужен конституционный референдум

«Итоги голосования носят как бы рекомендательный характер»

17.01.2020 в 17:10, просмотров: 10657

Это интересно:  Когда будет голосование конституционного суда за обнуление сроков Путина?

«Считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок. » Предложенная президентом форма реализации конституционной реформы вызывает, пожалуй, не меньше вопросов, чем ее содержание. На некоторые из них мы попытались найти ответ вместе с бывшим членом ЦИК, членом СПЧ, председателем совета Российского общественного института избирательного права Игорем Борисовым.

Впрочем, что касается сроков, ясность, пожалуй, уже есть. «Мы настроены и считаем важным до конца весенней сессии всю эту работу завершить, — заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. — Принять все необходимые документы, чтобы можно было уже работать в новом правовом поле» По данным источников в верхней палате, всенародное голосование по конституционным поправкам пройдет не позднее 1 мая. Однако в отношении формы его проведения, определенность пока по-прежнему отсутствует.

«Этот вопрос также будет обсуждаться в рамках работы созданной группы в связи с тем, что совершенствуемые статьи обладают различным статусом, а изменения должны быть осуществлены безупречно», — сообщил журналистам глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, вошедший в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию.

В общем, возможны варианты. Если проведение обычного референдума строго регламентировано соответствующим законом («О референдуме РФ») — к примеру, он признается состоявшимся лишь в том случае, если в голосовании приняло участие более половины участников, внесенных в списки, — то форма, предложенная президентом, оставляет достаточно большой простор для фантазии.

— Игорь Борисович, как может выглядеть всенародное голосование? Что это вообще за институт?

— Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о первой, второй или девятой главах Конституции, изменения в которых требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона.

— Но референдум по этим вопросам тоже возможен?

— Референдум в данном случае не нужен. А выяснить мнение населения можно путем голосования. Что и было предложено президентом.

Это интересно:  Голосование по конституции в Совете Федерации

— Чем все-таки это отличается от «стандартного» плебисцита?

— Что касается референдума, то, в отличие от голосования, тут все процедуры установлены соответствующим федеральным конституционным законом. Решение, принятое на референдуме, имеет обязательную юридическую силу.

— Иными словами, всенародное голосование оставляет руководству страны больше пространства для маневра?

— Ну да. Итоги голосования носят как бы рекомендательный характер. Но понятно, что такие решения невозможно принимать без учета мнения избирателей.

— Предусмотрен ли такой вариант действующим избирательным законодательством?

— Законодательством это не регламентируется. Тем не менее определенный опыт такого рода у нас имеется. Хочу напомнить, что нынешняя Конституция принималась в 1993 году именно путем всенародного голосования.

— Не потребуется ли в таком случае заполнить правовой пробел законодательным актом?

— Поскольку речь, повторю, идет скорее об опросе, о консультациях с населением, принимать специальный закон, думаю, не обязательно. Эта процедура вполне может быть регламентирована подзаконными актами. Здесь тоже могут быть различные варианты. Может, например, появиться указ президента, поручающий организацию и проведение голосования Центральной избирательной комиссии. Ну а ЦИК разработает уже детальные положения и инструкции.

Должен быть также решен вопрос о выделении необходимых финансовых средств — это также уровень президента или правительства. Если судить по общероссийским выборам, затраты могут составить многие миллиарды рублей (бюджет президентских выборов 2018 года — 17,69 миллиарда рублей. — «МК»). Сразу возникает вопрос: откуда это будет финансироваться?

— На него пока нет ответа?

— У меня нет ответа. У тех, кто это предлагает, ответы, думаю, есть. Кстати, теоретически рассуждая, нельзя исключать, что будет проведен электронный опрос-голосование — с использование современных информационно-коммуникационных технологий. ЦИК уже обкатал эту модель в некоторых регионах. Правда, тут возникает много вопросов: где гарантии неискажения результатов волеизъявления, как будет обеспечен равный доступ всех избирателей.

— Да, о стопроцентном охвате тут уже говорить не приходится.

— Ну, социологи и айтишники говорят, что у нас уже 90 миллионов человек пользуются Интернетом. Не все из них, правда, являются избирателями, но, в принципе, 80 миллионов — это квалифицированное большинство. Можно провести голосование, не задействую какие-то дальние регионы либо предоставив этим избирателям возможность реализовать свое право иным образом. И растянув голосование по времени.

Это интересно:  Голосование по конституции - фарс?

Словом, могут быть разные подходы — именно в силу того, что голосование не так строго должно соотноситься с принципами, установленными законодательством о выборах и референдумах. Но, это, повторяю, в теории.

— Но понятно же, что чем больше всенародное голосование будет отличаться от привычных электоральных процедур, тем больше будет сомнений в его честности и прозрачности.

— Да, это так. Поэтому, скорее всего, процедура будет очень близка к тем, которые сегодня закреплены в выборном законодательстве. Это самый простой путь к тому, чтобы результат, полученный на этом голосовании, был легитимирован и признан обществом.

— Как много времени, на ваш взгляд, займет процесс подготовки голосования?

— Все зависит от того, как скоро будут сформулированы вопросы. Цели, которые обозначил президент, предполагают различные пути реализации. Это, например, касается установления единой системы публичной власти. Мы знаем, что дьявол кроется в деталях, и прекрасно понимаем, что некоторые предложения наткнутся на сопротивление. В том числе — сопротивление региональных элит.

Здесь достаточно много развилок — и по процедуре, и по формулировкам. Будут, например, на голосование вынесены альтернативные варианты либо оно пройдет в формате «да-нет»? Если будет «да-нет», то вопросы должны быть сформулированы очень четко.

Но, судя по отзывам на предложения, которые президент озвучил в своем Послании, по тому, какую позицию заняли Госдума и Совет Федерации, вопрос затягиваться не будет.

Оставьте комментарий