Киевская земля для христиан в первую очередь известна обилием своих святых. Были здесь и благоверные князья, и затворники, и книжники, и юродивые – люди разного духовного подвига. Один из таких святых, прославившийся особым попечительством о странниках и нуждающихся, – преподобный Вонифатий (Виноградский), Феофановский. Память его отмечается 7/20 февраля.

Ранние годы

Преподобный Вонифатий (Виноградский)

В 1785 году в селе Михайловка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье Федора и Евдокии Виноградских родился мальчик Дамиан. Родители его были верующими и воспитывали сына также в вере и благочестии. С ранних лет ребенок отличался особой кротостью и послушанием своим родителям, любил ходить в храм. В семь лет его отдали на обучение в сельское училище.

Обет монашества

Известно, что уже в 20 лет Дамиан твердо решил принять монашество, даже дал обет Богу. Однако из послушания своим родителям он вынужден был тогда жениться. Со своей супругой Дамиан договорился жить как брат и сестра.

В 1811 году он поступил на военную службу, ему выпало участвовать и в Отечественной войне 1812–1814 годов. По возращении со службы домой Дамиан еще некоторое время занимался хозяйством, которое вел вполне успешно.

Однако все это время он не забывал про свой обет, и стремление к монашеству у него не угасало. Наконец он решил оставить семью и посвятить себя всецело служению Богу. Половину своего имущества Дамиан оставил жене, а другую половину раздал нуждающимся и Церкви. Вначале он отправился в Жаботинский монастырь, потом некоторое время жил в Виноградском монастыре, а уже затем отправился в Киев. Здесь Дамиан первым делом посетил Флоровский Вознесенский монастырь. Далее он устроился работать сторожем в Троицкой церкви в Старом Киеве.

Странноприимец и нищелюб

Старица дала Дамиану деньги и благословила на них кормить и принимать странников

На подвиг странноприимства будущий святой получил особое благословение. Одна киевская старица, имя которой до нас не дошло, дала Дамиану деньги и благословила кормить на них и принимать странников. Вначале он не знал, как ему поступить, и поэтому отправился за советом к известному тогда юродивому старцу Феофилу (Горенковскому), жившему в Китаевской пустыни. Тот сам подозвал к себе приехавшего Дамиана, надел на него рясу, подвязал ее веревкой и сказал: «Предложение старицы исполни и упокоевай меньшую Христову братию, а Бог устроит так, что ты в свое время будешь иеромонахом». Что впоследствии и исполнилось.

Преподобный Феофил (Горенковском)

Вместе с другим известным тогда в Киеве юродивым Иоанном Босым Дамиан на деньги старицы снял комнаты в двухэтажном цоколе под Андреевским храмом, из которых они сделали приют для страждущих и путешествующих. Порой там обедало до 500 человек ежедневно. Очень быстро стали появляться и другие щедрые благотворители, в их числе – киевский губернатор И.И. Фундуклей. На его деньги рядом с храмом была построена больница для малоимущих и нуждающихся.

Постриг и рукоположение

В 1850 году Дамиан был причислен к братии Ржищевского монастыря, однако по благословению настоятеля сохранил прежнее послушание при странноприимнице. В 1851 году его перевели в Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, где он вначале нес послушание гостиничного. 19 декабря 1854 года Дамиан принял постриг с именем Вонифатий. Теперь его послушанием стало ухаживать за мощами святых угодников.

В декабре 1856 года состоялось рукоположение Вонифатия в иеродиакона, а 10 мая 1860 года он стал иеромонахом, как и предсказывал блаженный Феофил. Но и в Михайловском монастыре подвижник не оставлял странноприимства: здесь его заботами тоже была устроена большая гостиница с трапезной для нуждающихся. Ежедневно сюда приходили сотни людей, многих это спасло от голодной смерти.

Основатель скита в Феофании

Известно, что в 1861 году иеромонаха Вонифатия навестили в монастыре его земляки и очень просили устроить скит в их селе. Однако в ответ на эту просьбу епископ Чигиринский Серафим (Аретинский) благословил его открыть скит в Феофании под Киевом, где в 1802 году епископом Феофаном (Шияновым) был устроен монастырский хутор. При этом владыка Серафим благословил иеромонаха Вонифатия иконой архистратига Михаила и великомученицы Варвары.

Взяв с собой семерых насельников из Михайловского монастыря, Вонифатий прибыл в Феофанию. Первым делом он отремонтировал и благоукрасил уже существовавший здесь храм во имя архистратига Михаила. Все работы сопровождались усиленной молитвой. В скиту было установлено ежедневное богослужение, каждое воскресенье читался акафист архангелу Михаилу, а также было введено чтение неусыпаемой Псалтири.

Свято-Пантелеймоновский женский монастырь

Свято-Пантелеймоновский женский монастырь

Сам Вонифатий огромное значение придавал молитве, в том числе келейной. Известно, что он, кроме положенного монашеского правила, каждый день прочитывал всю Псалтирь, а также за неделю – два Евангелия. И его труды не остались тщетными.

Уже на третий год число братии скита в Феофании увеличилось до 30 человек, сюда также потянулись паломники и просящие. Все это повлекло за собой дальнейшие постройки: были возведены братские кельи, гостиница и странноприимный двор. Эти строения были построены на деньги жертвователей, без посторонней помощи из других монастырей. Все это требовало огромных денежных средств, которые находились иногда удивительным образом. Бывало, что не хватало денег на покупку хлеба и другой еды, чтобы кормить братию и нищих, тогда Вонифатий брал продовольствие в Киеве в кредит. И сразу же кто-то из благотворителей после этого присылал ему необходимую сумму.

Вонифатий оказывал свою помощь неизбирательно, не рассуждая, кто достоин ее, а кто нет

Как видим, своей главной духовной добродетелью Вонифатий избрал милосердие и странноприимство, следуя евангельскому слову: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Причем он оказывал свою помощь неизбирательно, не рассуждая, кто достоин ее, а кто нет.

Очевидно, благодаря такому «щедродательному» подходу и благотворителей скит всегда находил. На их деньги далее была сооружена колокольня, летний архиерейский дом, каменный Всехсвятский храм. Также преподобный Вонифатий расчистил заброшенный источник в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник», который существует и поныне, и построил над ним часовню.

В 1868 году Вонифатий был возведен в сан игумена.

Дар прозорливости

За свои большие аскетические и молитвенные подвиги игумен Вонифатий удостоился дара прозорливости, который старался скрывать от окружающих. Сам он признавался: «Когда я посмотрю на человека, и особенно в глаза его, тогда я вижу всё состояние его души. Но дабы не смутить известное лицо, я не всегда открывал его помыслы…»

В период Польского восстания в 1863 году многие были уверены, что другие государства вмешаются и объявят войну России, но старец предупредил: «Войны с другими державами по случаю польского мятежа, кроме усмирения мятежников, никакой не будет: потому что Александр II во время восточной войны смирился, темже и Бог его превознесет». Так и произошло: Россия сама смирила мятежников.

Конец земного пути

В последние годы своей жизни старец Вонифатий сильно страдал от болезни ног, так что молиться и принимать приходящих он мог, только стоя на коленях. Незадолго до смерти он предсказывал, что в Феофании будет процветать благолепный монастырь, где прославится множество подвижников. За три дня до смерти преподобный велел одному из монахов приготовить ему новый подрясник, предсказав дату и время своей смерти – 27 декабря в 10 часов.

Это был 1871 год. 27 декабря старец мирно преставился ко Господу, предварительно причастившись Святых Тайн. Четверо суток тело подвижника находилось в храме без признаков тления. Погребен игумен Вонифатий был за алтарем Всехсвятского храма в Феофаниевском скиту. Однако после советского периода могила святого так и не была обнаружена.

Прославление святого

23 декабря 2010 года Вонифатий был прославлен в лике преподобных как местночтимый святой Киевской епархии. Общецерковное почитание святого было принято на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 30 ноября 2017 года.

Сегодня в Феофании действует женский Пантелеимоновский монастырь с большим числом насельниц и прекрасными храмовыми строениями. Это может свидетельствовать об особом молитвенном покровительстве преподобного Вонифатия Феофании, которое сохраняется и по его смерти, – покровительстве тому месту, где некогда святой основал общежительный скит.

Духовные советы и наставления преподобного Вонифатия Феофановского

О земной жизни и ее благах

Настоящая жизнь в отношении к будущей – то же, что время сеяния по отношению к жатве. Итак, кто здесь не посеет, тот и там не пожнет, кто здесь не положил начала к своему спасению, не соделал себя способным ко вступлению в Царство Небесное, тот и там останется вне Царствия Божия.

На земле нет совершенного счастья, ибо здесь не время утешения, но скорби.

Премудрость Творца видит все пути к нашему предназначению, благость Его избирает лучшие из них и ведет нас по ним. Все пути Божии ведут к добрым и спасительным целям, и судьбы наши составляют предмет высочайшего смотрения Божия.

Тот презирает все блага мира, кто презирает не только все, что мог, но и все, что хотел иметь

Тот презирает все блага мира, кто презирает не только все, что мог, но и все, что хотел иметь. Впрочем, здесь нужна осторожность, чтобы не вкралась в душу гордость. Лучше удерживать земные блага со смирением, нежели оставлять их с гордостью.

По уставу, неизбежному для чад Адамовых, всяк обретает на своем пути волчец и терние. Тысячи случаев убеждают нас, что к блаженству нашему на земле всегда многого и многого недостает.

Правильная любовь к своей душе требует ревновать о дарованиях благих духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, не могущим насытить бессмертную душу.

О скорбях

Скорби, подобно водам Мерры, неизбежно встречаются на пути нашем к Небесному Отечеству, ибо венец получается не иначе, как по неуклонном несении креста.

Скорби и болезни суть святые врачевства; мы можем услаждать их верою и сердечной молитвою, но мы сами по большей части делаем их горькими, прилагая в чашу испытания примесь нашего нетерпения и маловерия.

Последняя цель скорбей, посылаемых Богом, состоит в том, чтобы в яснейшем свете представить небесное блаженство, глубже дать почувствовать беспредельность милосердия Божия и премудрость Божественного промышления.

О духовной брани

Дается венец только тому, кто выходит на борьбу с твердым намерением вести брань до последнего издыхания, не оставляет оружия даже в минуту самых ужасных опасностей и не предает сердца своего врагу. Таковой, хотя и бывает иногда повержен, не оставляет своего священного рвения и никогда не теряет надежды, а потому, успевает или не успевает, за одно свое намерение и непреклонность венчается как добрый воин, стремившийся к небесной почести.

Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной; а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болезни, то с Божией помощью можешь одержать над нею победу.

Как змее не можно совлечь с себя старой своей кожи, если она не проползет сквозь тесную скважину или ущелье, так и мы застарелых своих во грехах привычек и греховной одежды ветхого человека совлечь с себя не можем, если не будем ходить по тесному пути воздержания и самоотвержения.

Спастися убо возможно на всяком месте и при всякой доле, по судьбам Всевышнего нам доставшейся.

Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышлять о нем и чаще вспоминать о нем в продолжение дня.

Если ты видишь соблазны вокруг себя, обращайся от них к святилищу твоего духа, и они легко останутся вне тебя.

Когда испытуется постоянство веры, умножается слава возмездия.

Кто хочет стяжать добродетель, тот прежде должен возненавидеть противное ей зло.

На высоту Божию только выходят смирением. Предающий себя Богу приближается к Нему, а возносящийся далеко отходит от Него.

Истинное смирение состоит в том, чтобы ничем не гордиться, ни за что не роптать, не оказывать неблагодарности, недовольства и за все судьбы Божии благодарить и хвалить Бога, Которого все дела ознаменованы или правосудием, или благостью.

Постоянство ума и бодрственность привлекают в душу особенные дары благодати.

Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем… Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели или дарования духовного, ни спасения.

Дабы иметь всегда покой, не должно полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном слове: оно нам опора, крепость и спокойное пристанище.

Все мы знаем, как спастись, но по собственному нерадению теряем спасение. Прежде всего и паче всего должно сохранить нам то, что сказал Господь: «Возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею, и искренняго твоего яко сам себе» (ср.: Мф. 22: 37, 39). Вот где спасение – в двойственной любви.

Любовь состоит в отвержении своей воли и в совершенном послушании слову Божию.

О страстях

Человек не должен принимать особенно следующих двух помыслов: блуда и осуждения ближнего. Но когда враг подложит какой из них, то должно встать на молитву и с плачем против них молиться Богу, и Бог избавит его.

Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели – зависть… Нет зла, к которому бы не сродни была зависть; как скоро возобладает душою, то ее из сосуда, устроенного в честь, делает сосуд бесславия и великой мерзости.

Если памятозлобствуем, то все дела наши тщетны и спасения получить не можем

Хотя бы мы были и довольно праведны, но если памятозлобствуем, то все дела наши тщетны и спасения получить не можем. А потому всякую вражду непременно должны уничтожать и всегда иметь мир и любовь со всеми, без коих «никтоже узрит Господа» (Евр. 12: 14).

Как велика и вредоносна сила славолюбия, чувствует только тот, кто сражается с этой страстью. Ибо легко не желать похвал, когда не даются; но трудно не находить в них удовольствия, когда предлагаются.

Самолюбие усиливается в нас от недостатка самопознания, оно есть излишнее к самому себе уважение и возрастает в душе при невнимании нашем к себе и при внимании к льстивым похвалам от людей.

О молитве

Самая труднейшая добродетель есть молиться Богу непрестанно… Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, после усиленного труда получает успокоение, а молитва хотя и доставляет по временам небесные и святые утешения, но до последней минуты жизни христианина требует от него бдительности.

Молиться всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы или молитвы написанные – это дело невозможное. Ибо всякому христианину надобно делать дело по званию своему; также плоть утружденная требует успокоения сном и прочее. Но значит то, чтобы часто, во всяком начинании о деле возводить ум, и сердце, и воздыхание к Богу и просить у Него милости, помощи и заступления.

Если желаешь приносить Богу молитву, то испытай прежде ум свой и устрой так, чтобы, когда будем говорить: «умилосердись надо мною», – и ты был бы милосердным к умоляющим тебя; когда будешь говорить: «не помяни моих согрешений», – и ты не поминал бы согрешений ближнего своего; когда будешь говорить: «не помяни моих грехопадений вольных и невольных», – и ты не памятовал бы обид, которыми был огорчен. Если этого не сделаешь, то всуе будешь молиться.

Не должно отчаиваться о злых, а должно молиться за них прилежнее, чтобы они сделались добрыми

Когда просят нас молиться о спасении другого, то мы не должны отрицаться, хотя и не стяжали еще дара молитвы. Ибо часто вера того, который просит, спасает его, при его старании исправить свою жизнь.

Не должно отчаиваться о злых, а должно молиться за них прилежнее, чтобы они сделались добрыми. Число святых умножается всегда от числа грешных.

Когда с верой молимся о нуждах житейских, то молитву нашу Бог иногда и не исполняет по милосердию: что полезно больному, то лучше знает врач, нежели сам больной. Если просим того, что Бог Сам предписывает и обещает, то непременно будет. Любовь получает то, что готовит истина.

Подготовила Марина Чижова

20 февраля 2018 г.


Источники:

  1. Сказание о жизни и подвигах игумена Вонифатия, основателя и строителя скита «Феофания» // http://2010.orthodoxy.org.ua/node/18586.
  2. Полное житие преподобного Вонифатия Феофановского, Киевского // https://svyatsi.ru/imeniny/v-2/vonifatiy/vonifatiy_feofanovskiy__kievskiy/.
  3. Кочетов Д.Б. Вонифатий (Виноградский) // Православная энциклопедия // http://www.pravenc.ru/text/155226.html.
  4. Вонифатий (Виноградский), старец. Ответы на вопросы от разных лиц // Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления // https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/velikie-russkie-startsy/17.
  5. Вонифатий (Виноградский) // https://drevo-info.ru/articles/13677298.html.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить