Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 21 -я

Исаак благословляет Иакова

Исаак благословляет Иакова

И мы продолжаем чтения по Книги Бытия:

Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? (Быт. 26, 26–27).

Действительно, царь Герара выслал от себя Исаака. Он боялся этого человека, потому что он видел, как тот крепчал, он видел, как Бог благословлял Исаака буквально всем, и ему, этому языческому правителю, стало страшно. Но почему, зачем теперь Авимелех приходит к Исааку?

Когда Исаак получал Божие благословение, то через него эти благословения касались и всех людей, которые жили вокруг него, понимали они это или нет. В том числе и неверующих в Единого Бога. Таких язычников, как Авимелех, царь Герара. То есть если верующий человек где-то живет, и Бог его благословляет, то эти благословения распространяются и на всех окружающих. Люди могут это не оценить, как царь Герара не оценил это сначала. Но когда верующий человек ушел, вдруг все они поняли, что очень многое они потеряли с его уходом. Мы иногда не ценим некоторых людей, нам кажется, что все это так обычно, так повседневно, что мы можем общаться с тем или иным человеком. И вдруг его не стало. И образовался некий вакуум, некая пустота, которую никто другой заполнить не может.

Заключить договор со святым – это заключить договор с его Богом

И царь Герара, который действительно вытеснил Исаака из своей земли, вытеснил и Божье благословение. И теперь он понял, что это – очень серьезная проблема. И он рассуждает так: если я не смогу вернуть Исаака, то я хотя бы заключу с ним договор, потому что заключить договор со святым – это заключить договор с его Богом. Потому что святой не действует сам от себя. Слово «святой» на еврейском языке означает «выделенный» или «отделенный». То есть «отделенный от всего другого мира», «выделенный», «посвященный Богу». Мы уже касались этой темы…

И теперь Исаак хочет понять, чего они еще от него хотят: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз (Быт. 26, 28).

Когда они ясно увидели, что Господь с ним? Не тогда, когда он жил среди них! Им казалось, что урожай хороший, потому что дождь орошает землю, боги их проявляют заботу о них, хорошая земля… А когда святой ушел – дождя не стало! Началась засуха! И они вдруг поняли, когда он ушел, они поняли, что этот человек был представителем Бога! Они говорят: мы ясно увидели, что Господь с тобою! И если за период жизни с Исааком они что-то получали, они наверняка благодарили за это своих ложных богов! Но с уходом Исаака эти ложные боги обнаружили свое бессилие! Поэтому они и говорят: мы ясно увидели, что Господь с тобою! Если бы они видели, что Господь был с ним, когда он жил среди них, то они бы его не отпустили, они бы за него держались – это очевидно! Но они это поняли, лишь когда он ушел. Они догадываются, что вернуть его не смогут, но они хотят заключить с ним союз.

Поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом (Быт. 26, 28–29).

Смотрите, братья и сестры, какое коварство раскрывается в их словах! Чтобы ты не делал нам зла, как мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя Оказывается, то «доброе», что они ему делали, – это они его не касались, они на него не нападали. Представляете, если вам кто-нибудь скажет: «Я к тебе так хорошо отношусь! Ведь даже не зарезал еще, не ограбил!»

И вот такой смысл заложен в этих словах, вот такие нравы были у жителей-хананеян. Это потомки Хама, и мы с вами помним, что в Писании сказано: …и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13, 7). Жили тогда – имеется в виду, что эта земля им не принадлежала, она принадлежала Симу и его потомкам, а они пришли в чужой удел! Теперь ты благословен Господом, – они говорят. О Господе даже вспомнили!

Ну что же? Если они ищут мира, Исаак не будет от этого отклоняться: он Божий пророк, а одно из имен Господа – «Мир». Он сделал им пиршество, и они ели и пили (Быт. 26, 30).

Святитель Амвросий Медиоланский призывает: «Будем подражать благости Исаака, будем подражать чистоте! Исаак был поистине добродетельным и целомудренным мужем. Он был предан Богу, верен жене, не мстил за обиду, уступал притесняющим, принимая их, когда они каялись, не будучи ни раздражительным по отношению к их упрямству, ни жестоким для оказания милости. Уходя от людей, он избегал с ними ссор, принимая их вновь, легко миловал; прощая, был щедрым на доброту. Они стремились к общению с ним, и он устроил им пиршество радости»[1].

И далее мы читаем:

И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром (Быт. 26, 31).

Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Божественное Писание этими словами дает разуметь, что они пришли к нему с великим страхом, ожидая беды себе, и, словом сказать, опасаясь за все, поспешили принести извинение перед праведником. Видишь ли, что нет ничего сильнее и могущественнее добродетели, и нет безопаснее человека, который пользуется помощью свыше?»[2]

Вот это выражение: и отпустил их Исаак – нам подсказывает, что он мог их и оставить при себе в качестве пленных и рабов. Он обладал Божьей помощью, Божьей поддержкой, он мог разгромить всех своих врагов. Помните, как Господь наш Иисус Христос сказал: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53); и еще: Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4, 4).

Но Исаак отпускает этих людей с миром, этих лицемерных и циничных людей, считавших, что они великое добро ему сделали: не тронули его. Представляете, как они относились к другим людям, которых они не боялись?

И встав рано утром, поклялись друг другу. – Почему рано утром это все происходит? Рано утром обычно совершается смертная казнь. То есть он предоставляет их суду Божьему. Потому что здесь его инициатива – они на его территории, и он рано утром заключает с ними договор.

В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду (Быт. 26, 32). Как мы с вами уже определились, Исаак находит новые источники вод, получает новые благословения от Бога, потому что он восстановил попранные святыни, старые колодези своего отца.

И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня (Быт. 26, 33). То есть здесь был заключен договор, и название ему дается Шива, что означает: «клятва». То есть договор был скреплен клятвою.

И был Исав, – вот тут сразу появляется Исав, сын Исаака, – И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26, 34–35).

Здесь мы видим, что Исаву было 40 лет. Значит, Исааку – сто лет на тот момент. И как поступает Исав? Он берет себе в жены хананеянок. Нравственность хананеян нам показывает царь Герара Авимелех, когда он говорит: мы не коснулись до тебя. А Исав склонялся к язычеству от чрева матери: мы с вами вспоминали такую притчу, что когда Ревека проходила возле языческого капища, Исав от радости начинал прыгать у нее в животе. А когда она подходила к своему дому, где изучали Закон Божий, от радости Иаков прыгал в ее чреве.

И Исав берет хананеянок себе в жены. И они были в тягость Исааку и Ревекке.

Вот эти хананеянки – ими наполнены наши дома! Наши дети приводят в наши семьи этих хананеянок, и они в тягость нам, верующим. Этими ханаанскими девицами и юношами наполнены наши православные квартиры – это проблема! Они нам в тягость, они – чужие, они – не наши! Ощущение «свой–чужой» – это нормальное ощущение, которое должно присутствовать у каждого верующего человека! Как в Книге Иисуса Навина сказано:

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Нав. 5, 13–15). Впрочем, и не каждый ангел для нас свой. Сказано: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8).

Это очень важно – иметь такое ощущение, оно должно быть даже на биологическом уровне: «свой–чужой», чтобы уметь вовремя распознать.

И вот, они были в тягость, эти хананеянки, которых привел Исав в шатры Исаака и Ревекки. Это было тяжело – жить с этими девицами рядом! Они были в тягость, потому что они не приняли веру Авраама. То есть они не прошли гиюр, как это было тогда принято в ветхозаветной церкви, когда над женщинами совершали обряд присоединения к ветхозаветной вере, совершали обряд микве – полное погружение в воду. А эти девушки были в тягость, потому что они не присоединились к вере Авраама и Исаака.

И далее мы читаем:

Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я (Быт. 27,1).

Итак, Исаак состарился. Скажем прямо: сто лет для людей того времени – небольшой срок, ведь отец Исаака Авраам прожил 175 лет! В каком же смысле он состарился? Не в возрастном смысле имеется в виду! А какие-то духовные проблемы начались у этого человека! Притупилось зрение – какое зрение у него притупилось? У него притупилось духовное зрение, и сейчас мы это ясно увидим! То есть имеется в виду не просто слепота – это тоже с ним произошло! Но главное – у него притупилось и духовное зрение! Он же пророк Божий! Они же все были пророки Божии, эти ветхозаветные патриархи! Смотрите!

[Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей (Быт. 27, 2).

Точно у него притупилось духовное зрение! – он не знает дня своей смерти! Например, Иаков знал день своей смерти! – Бытие, 48‑я глава, 21‑я стих. Иаков там ясно говорит о дне своей смерти.

Иосиф – 50‑я глава книги Бытия, 2‑й стих – знает день своей смерти. Мой покойный дедушка Журавлев Егор Аркадьевич, который был простым человеком, четко сказал, когда с утра наступил день его смерти: «Я сегодня вечером умру». Попросил, чтобы воду поставили кипятить. Даже простым людям открывается момент ухода, не говоря уже о пророках! Иаков знает день смерти, Иосиф знает день смерти, а смотрите, что говорит Исаак: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей.

С чем это связано? Есть у евреев такое предание, что жены Исава кадили своим ложным богам, и дым от этих каждений касался глаз Исаака. И за то, что Исаак допустил проникновение в свою семью хананеянок и их порочного образа жизни, Господь как бы наказывает его: его пророческий дар ослабевает, ослабевает и физическое зрение.

Итак, Исаак говорит Исаву: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи (Быт. 27, 2–3). У Исаака два сына: Иаков и Исав. «Исав» символизирует собой еврейский народ, он – первенец, он рождается первым. А «Иаков», который рождается вторым, держась за пятку своего брата, символизирует собой христиан: христианам первенство не принадлежит, потому что первенцы Божии – это еврейский народ. И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх. 4, 22).

Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец

И вот Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец. Бог любил еврейский народ…

Но ситуация изменилась. Теперь еврейский народ находится на положении падшего Исава, а о христианах сказано: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2, 10).

Поэтому вот эта переадресация Божьего благословения раскрывается в отношении к этим двум сыновьям.

Итак, Исав – любимчик Исаака. Почему? Он приносит дичь, он – добытчик, а главное – он ПЕРВЕНЕЦ. Вот такая интересная характеристика еврейского народа. Действительно, они очень настойчивые, успешные, трудолюбивые люди. Они умеют обеспечить семью и старость своих родителей.

Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, – говорит слепой Исаак, – и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт. 27, 3–4).

Исаак хочет благословить Исава и поставить его патриархом над всем племенем. И действительно, Бог хотел, чтобы еврейский народ принял Мессию – Христа – как Спасителя и чтобы они оставались первенцами, но они потеряли этот статус. Почему? Привязанность к мирскому, плотскому подвела этих людей. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль (Ис. 5, 7).

Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи (Быт. 27, 5).

Ревекка больше любила Иакова, потому что Иаков называется «муж, живущий в шатрах», вроде бы такой «маменькин сыночек». Но в действительности «живущий в шатрах» означает «изучающий слово Божие». Он изучал законы Божии, для него это было важнее, чем быть добытчиком в семье. И Ревекка встает на сторону условно младшего сына, который родился вторым. Возможно, чрез него приобщаясь к мудрости Закона Божия, что для женщин того времени самостоятельно не допускалось.

А Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею (Быт. 27, 6–7).

Благословение, которое получается кем-либо от умирающего человека, – это особое благословение! Помню, когда я был еще семинаристом, я приехал в Орехово‑Зуево, где умирала моя бабушка. Я сразу это вспомнил, я сказал ей: «Благослови меня!» – она находилась как бы в прострации от тяжелой болезни. Но вдруг что-то ожило у нее в глазах, и она осознанно, осмысленно меня перекрестила, и я буквально ощутил, что это значит – благословение умирающего человека.

Вот здесь возникает очень интересная деталь. Исаак хочет передать свой статус патриарха Исаву, первенцу еврейской нации, через возложение рук. Но сам Исаак разве получил такое благословение от Авраама? Нет! Он не получал такого благословения от Авраама! Почему? Потому что Исаак был благословлен Самим Богом! Господь Сам говорил, что Он благословит Исаака! А здесь, когда Исаак потерял зрение, и духовное, и физическое, он не знает, кого же Бог благословляет из двух: первенца, наверное!

Еврейский народ – люди, которые первые исповедовали веру в Единого: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4). Вот первенец Бога! Сказано: Когда Израиль был юн, Я любил его (Ос. 11, 1) Это – тоже о еврейском народе, который, действительно, как первенец на заре, как нация в начале пути, как птица на взлете…

Почему?

Исав – добытчик, он может расставить сети, поймать, приготовить, доставить дичь – это тоже некоторая характеристика, которая подсказывает, почему еврейский народ оказался неспособным принять Мессию. Они просто были заняты собой, своими делами. В отличие от Исава, Иаков выжидает, когда будет Божье благословение, – он не покидает шатер, находится рядом с отцом и матерью. И вот Ревекка боится, она напугана, что Исава могут поставить патриархом: она знает жестокий нрав его! Он мог вести себя хорошо перед отцом, он показывал некие духовные знания, но от матери трудно утаиться.

И вот здесь мы вдруг начинаем понимать, что Ревекка не потеряла пророческий дар – жены патриархов обладали пророческим даром, именно в пророческом озарении они давали имена своим детям, которые являлись характеристикой для их последующих действий и поступков. И она говорит: Исав пошел ловить дичь!.. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе (Быт. 27, 8). Она настойчиво начинает говорить, потому что она опасается, что он не послушается ее, ведь она знает его нравственные качества. Поэтому она говорит: «Сын мой! Я прикажу тебе!»

Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших (Быт. 27, 9).

Два козленка! Как интересно! А что в этом случае символизирует число «два»? У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. От Сима произошел еврейский народ, а от Хама и от Иафета, от этих двоих – все остальные народы! А мы здесь говорим о том, что перемена статуса первенца происходит!

Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших: и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею (Быт. 27, 9–10).

Ревекка символизирует здесь Церковь Божию, которая возникает в еврейском народе. Первая община была составлена людьми еврейской национальности: Божия Матерь, 12 апостолов, 70 апостолов… И эта Церковь умеет приготовить людей: хорошие кушанья – как подготовка к мессианскому пиру – означают хорошие результаты духовных усилий. И Церковь, действительно возникнув в Иерусалиме, распространилась на другие народы, и хорошие плоды были принесены Богу. Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею – Ревекка тоже понимает важность такого благословения пред смертью.

Святитель Ипполит Римский предлагает еще более аллегорическое прочтение данного текста: «Итак, Ревекка, представляя собой образ Церкви, уже тогда прообразовала то, чему предстояло совершиться через ее младшего сына. В самом деле, она говорит ему: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших. Исав посылается в поле, как живущий в мире пришелец, Иаков же посылается в стадо, чтобы исполнилось сказанное Господом: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). А слова Ревекки: возьми мне оттуда два козленка нежных и хороших указали на два призвания, обращенные через Евангелие. В самом деле, хотя мы от начала козлы (поскольку мы все были грешниками), но становимся нежными и хорошими через послушание, будучи оправданы верой в Христа, и более уже не осуждаемся как козлы (Мф. 25, 32), но как овцы, чистой жертвой приносимся Богу в приятное благоухание (Еф. 5, 2) и приуготовляемся в духовную пищу Слову, Которое, совершая нечто подобное в Евангелии, говорит ученикам: у Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4, 32)»[3].

Мы с вами уже договорились, что в Писании нет ни одного лишнего слова, поэтому для нас каждое слово имеет смысл, особенно те слова, которые мы сразу не можем понять. Шероховатость в библейском тексте – это подсказка: «Вот здесь остановись, здесь прояви внимание!» Здесь некий намек (ремиз), некая тайна (сод).

Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий (Быт. 27, 11). Вот Исав косматый, все эти космы – что они обозначают? Они обозначают Божье благословение, которое имел еврейский народ. Помните, у Самсона волосы были длинные, он был косматый? И когда остригли все эти его космы, он все потерял, потерял свою силу. И вот Иаков, который говорит Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, – это как бы язычник, которого Господь призывает в Церковь в древние времена, и он говорит: «Ну, я же не имею такого благословения, как еврейский народ!»

Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой; – люди слепые обычно ощупывают лица других людей, – и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение (Быт. 27, 11–12).

Действительно, как он может присвоить себе статус, который ему не принадлежит, в силу рождения его вторым. И евреи нам, христианам, ставят в укор: «Как это вы объявили себя детьми Божьими? У Бога только еврейский народ – дети Божии, а вы… Как такое вообще может произойти?» Мать понимает смущение Иакова: Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне (Быт. 27, 13). То есть принеси мне этих двух козлят. Речь идет уже не об одном еврейском племени, но и обо всем человечестве, включая потомков Иафета и Хама. О которых, об их обращении в Единобожие, мы и находим в Библии еще ветхозаветные пророчества: да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27); и о потомстве Хама: В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее (Ис. 19, 19).

Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова (Быт. 27, 14–15).

Блаженный Иероним пишет: «По поводу этого стиха евреи сохраняют предание, что первородные сыновья исполняли священнические обязанности, и у них была священная одежда. Одеваясь в неё, они приносили Богу жертвы ещё до того, как Аарон был избран для священнического служения»[4]. То есть Исав мог уже и священнодействовать…

Эти одежды принадлежат Исаву, первенцу по праву плотского рождения, но в них одевают младшего сына Исаака, Иакова.

А руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят (Быт. 27, 16) – если слепой отец будет щупать Иакова, а там ему попадется шкура козлят, он подумает: «А, это он, лохматый!»

И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему (Быт. 27, 17). Представляете, как Иаков трепетал от страха? А если отец догадается? Он же проклянет его! Ведь отец ждет, когда придет Исав! И ему хочет отдать все благословение.

Зло всегда возвращается к человеку. Причем наказание принимает форму греха

И вот Иаков входит к отцу. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? (Быт. 27, 18). – Здесь нет лжи, Исаак действительно его отец, а Иаков его сын. – Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой. Вот здесь у нас в синодальном переводе неправильно проставлены запятые. Здесь правильно запятые поставить иначе! Смотрите, как они у нас поставлены: Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой. А надо не так поставить запятые: Я, – запятая. – Исав первенец твой. То есть он не лжет. Отец спрашивает: Кто ты, сын мой? Он говорит: Я. И тут же соглашается с формальным статусом Исава: Исав – первенец твой. Есть тут ложь? Нет! Я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя (Быт. 27, 19). А вот здесь элемент лжи уже присутствует! Ему он не говорил: приготовь мне. И надо сказать, что, поскольку Иаков обманывает слепого отца, то пройдет немного времени, он влюбится в красавицу Рахиль и будет за нее работать долгое время, справит свадьбу, но в шатер вместо красавицы Рахили введут слепую Лию. Это произойдет ночью, и когда он переспит с ней, проснется и увидит эту слабовидящую, он вспомнит, что он и сам когда-то обманул слепого отца, и теперь наказан слепою невестою, за которую не сватался. Зло – оно всегда возвращается к человеку. Причем наказание всегда принимает форму греха. Вот он обманул слепого – и будет наказан слепой женою, слепой Лией, которую он не любил. У него будет любимая и нелюбимая жены – об этом мы потом будем говорить, далее.

И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу (Быт. 27, 20).

Кого послал навстречу? Казалось бы, он говорит о дичи! Нет, мать послала навстречу сыну. Он как бы на нее перекладывает всю ответственность, не называя ее.

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? (Быт. 27, 21) – у него сомнения, голоса-то разные! – Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы (Быт. 27, 22). Тут отец, что называется, больше доверяет «на ощупь».

И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его (Быт. 27, 23). Патриархом становится Иаков. Имя «Иаков» обозначает «обманщик» или «тот, кто создает преткновения», «запинающий».

Блаженный Иероним так и пишет: «Иаков переводится как ‟подставляющий ногу”. Таким образом, поскольку Иаков с помощью хитрости обманул брата, он тем самым сделал намёк на своё имя. До этого он был назван Иаковом потому, что при рождении ухватился за ногу брата»[5].

Новый Израиль, новые дети Авраама – это православные христиане

Теперь все, исправить ситуацию уже нельзя: изначальный первенец потерял свой статус. Еврейский народ потерял свой статус, мы знаем об этом. Теперь новый Израиль, новые дети Авраама – это православные христиане. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2, 28-29).

И вот он с осторожностью благословляет своего сына, и мы читаем далее: И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я (Быт. 27, 24). Здесь он уже загнан в угол, он до конца старался все-таки избегать прямой лжи, говорить правду, но здесь уже некуда отступать.

Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил (Быт. 27, 25). Мы уже прочитали с вами, что он благословил его, а дальше мы читаем подробности, как это происходило. В Священном Писании иногда не соблюдается хронология событий: 23‑й стих говорит: И благословил его, а дальше все рассматривается более подробно.

Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его, и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина (Быт. 27, 26–28).

Смотрите: от росы небесной! В случае с Исавом там ситуация будет изменена: Исав тоже будет требовать благословения, но оно уже будет другого характера. Там «роса небесная» будет поставлена в конец благословения (Быт. 27, 39), но не в начале, как в случае с Иаковом.

Так что такое роса небесная? Это пророческий дар! «Пусть усилится в тебе пророческий дар!»

Святитель Ипполит Римский более относит это пророчество ко временам Пришествия Христова, когда пророчества в значительной мере и исполнились: «Сказанное же: Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли множество хлеба и вина яснейшим образом посредством <соответствующих> слов указывает на Слово, сошедшее с небес как роса, а также – на землю, то есть на плоть, воспринятую Им от Девы. Сказав множество хлеба и вина, он указал на святых, как хлеб, собираемых в житницу и оправдываемых через [Святого] Духа, как вином»[6].

От тука земли – то есть от богатства земли. И множества хлеба и вина Хлеб и вино – это евхаристические символы! И здесь прямо мы видим пророческие указания на перемену статуса, когда его теряет еврейский народ и приобретают христиане, и средоточием их жизни становится откровение от Бога и евхаристическая жизнь через Пресуществление хлеба и вина во время Божественной литургии.

Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны! (Быт. 27, 28–29).

Здесь уже прямо говорится: сыны матери твоей поклонятся тебе. Какие же сыны? Здесь прямо уже говорится от Церкви! Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3). То есть те, кто злословит Церковь Христову – получат проклятие, те, кто благословляет – будут иметь благословение от Бога. И мы видим, как это произошло на примере одного народа…

Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей (Быт. 27, 30).

Вот здесь такая интонация: С ловли своей – потерял благословение! Но первородство свое он потерял еще раньше, помните? Он голодный пришел с ловли своей, а Иаков сделал чечевичную похлебку – она была красного цвета. И Исав спрашивает, придя с ловли – Писание намекает нам, что он раньше все потерял:

– Что это у тебя там красное-красное? Дай мне, а то я сейчас умру! – А Иаков ему говорит:

– Продай мне свое первородство! – И продали избранники Божии, продали первородство! И какая цена! Тридцать сребреников! Вот момент, когда Иуда получил эти тридцать сребреников и когда он бросил их в храм, – это потеря первородства...

Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? был же уже первенец его и получил благословение, а теперь еще кто-то пришел! Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав (Быт, 27, 30–31).

Исаак уже наелся, зачем ему еще какая-то пища? Уже никакие дары Бог не примет, никаких тельцов упитанных, никаких козлов, никаких овец! После Жертвы Сына Божьего на Голгофском кресте Бог, принявший Его Святую Кровь во искупление рода человеческого, – разве Он примет еще какую-то жертву или какое-то приношение? Нет! Нет, не примет!

Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, – слепой Исаак вострепетал, он понял, что есть уже другой патриарх! – и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен (Быт. 27, 32–33).

Слепой Исаак – это символ Иерусалима, который не увидел Мессию Иисуса Христа

Что нам напоминает этот трепет? Когда Сын Божий умирает на Голгофском кресте, то вся земля Иерусалима потряслась, были расселины, землетрясение началось, солнце померкло, скрылось. И как Иерусалим вострепетал, теряя первородство, – так же вострепетал Исаак. Слепой Исаак – это символ Иерусалима, который не увидел Мессию Иисуса Христа! Иерусалима, который духовно ослеп…

Он и будет благословен! – все! Ничего нельзя поменять! Здесь слепой Исаак подтверждает, что статус первенца изменен. Исав, первенец Божий, первый ребенок, особое благословение, радость – все потерял.

Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня (Быт. 27, 34). Этот человек, который за чечевичную похлебку буквально продал первородство, только теперь понял, что он потерял! Великий вопль: «Отец мой! Благослови и меня!»

Но здесь мы видим, что слепой Исаак как бы прозревает: Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? – «запнул», «обманул» – Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения? (Быт. 27, 35–36).

Действительно, вот еврейский народ. Неужели они все потеряли?! Неужели ничего не осталось?

Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы – какие братья? У Иакова один брат, здесь речь может идти только о Церкви! – одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? (Быт. 27, 37). То есть: «И ты можешь изменить свой статус, вступив в евхаристическое общение с Церковью Божией».

И далее:

Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал (Быт. 27, 38).

Вот здесь мы видим ужас положения Исава: он осознал теперь все. И вот, когда Бог пошлет на землю двух пророков с неба, пророка Илию и Еноха во дни антихриста, Енох будет проповедовать всем народам, что антихрист воцарился, а Илия – еврейскому народу (Мал. 4, 5–6). И когда еврейский народ вдруг осознает, что Тот, Которого они распяли, и есть истинный Мессия, великий плач будет в Иерусалиме, как вот этот рыдающий Исав, возвысивший голос. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо. Все остальные племена – каждое племя особо, и жены их особо (Зах. 12, 10-14).

Об этом и апостол Павел писал: Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников (Рим. 11, 25).

Итак, и потерявший первородство не остался без благословения: И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше (Быт. 27, 39). Вы видите, все перевернуто? В случае с Иаковом – сначала от росы небесной, то есть Божие откровение дается, потом – от тука земли. Здесь же все перевернуто: от тука земли, а роса небесная как бы на другое время, после всех остальных до времени, пока войдет полное число язычников.

Как и сказано в Евангелии: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30).

Блаженный Феофилакт, истолковывая этот стих, так и пишет: «Здесь Христос указывает на иудеев и язычников. Те, будучи первыми, сделались последними, а язычники, которые были последними, стали первыми».

И чуть ниже мы читаем:

И возненавидел Исав Иакова. А за что? И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего (Быт. 21, 41).

И смотрите, теперь мы увидим, что Ревекка – точно пророчица: И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее… А кем пересказаны? Ведь только что мы читали, что Исав говорил в сердце своем! Ангелы Божьи пересказали! И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя (Быт. 27, 42).

И вот Ревекка боится за своего сына, она говорит: И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего (Быт. 27, 43–44). И мы знаем, что христиане так же покинули Святую Землю. Там началась Первая Иудейская война, потом Вторая Иудейская война. Христиане покинули Иерусалим уже во время Первой Иудейской войны, потому что Господь сказал: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное (Лук. 21, 20–22). И, действительно, во время этих жестких зачисток, которые делали римляне, спасались только те евреи, которые убежали в горы. И вот христиане спаслись в горах, а потом и покинули Святую Землю.

И вот Иаков теперь вынужден уходить в Харран. И мать говорит ему о Лаване: И поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? (Быт. 27, 44–45).

Для чего мне в один день лишиться обоих вас? – Вот посмотрите, какие удивительные слова! Что же имеется в виду? Если Исав убьет Иакова, она теряет Иакова и теряет Исава – он стал убийцей! Сын, который стал братоубийцей, – ну, что это такое? Он духовно мертв, нравственно мертв, морально мертв. И поэтому она опасается не только за Иакова, она и об Исаве думает, она продолжает его любить как мать.

Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас? Ибо сын убиенный и сын–убийца равно потеряны для сердца матери».

Она сознательно поменяла его статус «первенца», все это подстроила, потому что, обладая духовным зрением, она видела качества своего старшего сына, что он совершенно не способен стать религиозным лидером своего племени.

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских (Быт. 27, 46). То есть от этих хананеянок, которых Исав привел в дом, она была жизни не рада! Я думаю, и вы бы жизни были не рады, если в ваших семьях жили бы эти неверующие хананеянские юноши и девушки, которые вступили в брак с вашими детьми, – это просто страшное что-то!

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? (Быт. 27, 46). То есть она его отсылает к Лавану, и она умоляет его, чтобы он не брал этих хананеянок: пусть возьмет себе достойную жену! И мы знаем, что там, в Месопотамии, он найдет себе двух жен – это будут Лия и Рахиль. Но это будет уже совсем другая история, другая беседа, если будем живы, и Господь позволит.

Спаси вас Христос!

Протоиерей Олег Стеняев

16 марта 2018 г.


[1] Амвросий Медиоланский, О кончине брата Сатира. Cl. 0157, 2.99.304.1.

[2] Беседы (Гомилии) на Бытие, 52

[3] Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова. TLG 2115.033, 14.9-16.7.

[4] Иероним Стридонский, Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

[5] Там же.

[6] Ипполит Римский, О благословениях Исаака и Иакова. TLG 2115.033, 24.11-26.13.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить