Слово Патриарха

Требуется соучастие людей

Вера является великой силой, без которой невозможно спасение. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Веры недостаточно для нашего спасения, но чтобы Бог не спас нас без нашего участия, Он требует от нас веры».

В самом деле, если бы человек спасался, не прилагая собственных усилий, автоматически, то это не было бы спасением. Каждый из нас знает, что мы считаем важными те события, в которых лично участвовали. Даже очень важные события, которые происходят где-то вовне, не становятся частью нашей биографии. Но если мы сами участвуем, то даже событие не слишком масштабное становится значимым лично для нас. Если бы человек не участвовал в деле спасения, если бы для этого была достаточной искупительная жертва Христа Спасителя, если бы было достаточным низведение Святого Духа на апостолов и создание Церкви, то человек бы не мог спастись. Требуется соучастие людей – и в той Жертве, которую принес Христос, и в тех делах, которые совершали святые апостолы; а все это и есть наше участие в жизни Церкви. Вот почему наш замечательный богослов священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) сказал удивительные слова: «Вне Церкви нет спасения». И эти слова не были некоей новацией, произнесенной в XX веке русским богословом. Эти слова укоренены в замечательных словах святого Киприана Карфагенского: «Для кого Церковь не мать, для того Бог не Отец».

Вера и Божественная благодать

Мы обретаем спасение силой благодати Божией – через искупительную жертву Христа Спасителя, через Его Воскресение, через Сошествие Святого Духа на апостолов. Движущей силой, преобразующей нас по Божественному замыслу, является благодать Божия, она нас спасает. Но если бы это происходило автоматически, без нашего участия, то спасение не могло бы иметь место – ведь что означают события двухтысячелетней давности для современного человека, если он в них не верит, если они для него не существуют как реальность? Но если мы верим в Господа Воскресшего, если мы верим во все, что Он сказал, в Божественные письмена, которые Он оставил, если мы верим в то, что Его дело живет в Церкви и сила Духа Святого изливается в мир через Церковь, то мы должны ясно понять, что именно эта сила нас спасает.

Вера есть условие нашего спасения

Никакие человеческие заслуги нас спасти не могут, но войти в это пространство спасения мы можем, только если у нас есть ключ от двери, – и этим ключом является наша вера. Не вера спасает, но она есть условие нашего спасения. Без нее все то, что совершил Господь ради нас и нашего спасения, не будет на нас распространяться. Вот почему сегодня проповедь о вере, призыв уверовать в Господа и Спасителя к тем, кто не верит, призыв сохранить веру к тем, кто начинает колебаться, является самым важным посланием, которое Церковь обращает к миру. Вновь и вновь мы говорим, что спасение – от Бога, но обрести это спасение мы можем через веру и через приятие Божественной благодати, которая в Церкви подается людям.

Мы живем в мире, где почти все подвергается сомнению. Даже очевидные вещи, связанные с опытом народа, с его культурой, с его традициями, очень часто подвергаются сомнениям. И мы знаем, как эти сомнения нередко отрывают людей от своего народа, от своей культуры, своей традиции, делая их чужестранцами среди собственных соплеменников. Мы знаем, что это явление очень опасно, потому что национальная традиция есть источник и средство передачи тех ценностей, которыми жил наш народ, благодаря которым он сохранился в истории. Мы признаем роль традиции в истории и жизни народа. Но кольми паче мы должны признать важность пребывания в Церкви и помнить, что Господь распространяет на нас принесенное Им спасение через нашу веру и через участие в жизни Церкви!

Из проповеди после Литургии
в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре
15 апреля 2018 года,
в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

Особое место встречи двух миров

У нас с вами нет реального опыта общения с умершими. В житиях святых, в различных повествованиях говорится о встречах с усопшими, но у абсолютного большинства людей нет с ними реального общения. Мертвые нам не являются. Они могут напоминать о себе в сновидениях, в мыслях, мы иногда явственно чувствуем их присутствие, но реально их не видим, они в ином мире. И, как известно из Евангелия, между нашим миром и тем миром есть непреодолимая преграда – так Господу было угодно, чтобы до времени нашей кончины нам было неведомо то, что ждет нас за гробом.

Но когда мы говорим, что этого не знаем, это не значит, что люди, которые перешли границу физической смерти, не знают того, что здесь. И это вовсе не означает, что эти два мира полностью друг от друга изолированы. Совсем не так! Есть особое место встречи этих двух миров, единственное место, – это Церковь Христова, это совершение Таинства Святой Евхаристии.

Церковь призвана воевать со злом

Те, кто ушел от нас, те, кто в ином мире, продолжают оставаться членами Церкви так же, как и мы, – только мы называем ту, невидимую Церковь Церковью торжествующей, а нашу земную Церковь мы называем Церковью воинствующей. Наименование воинствующей Церкви не имеет никакого отношения к человеческим войнам. Речь идет о другой войне: Церковь, находящаяся здесь, призвана воевать со злом. Каждый христианин призван одерживать победы над злом в самом себе, а все вместе мы должны воевать со злом, которое нас окружает.

Вся борьба сосредоточена в нашем мире

Борьба со злом, которую ведет Церковь, отнюдь не безопасна. И мы знаем, как мир, исполненный зла, порой обрушивается на Церковь, подвергая ее гонениям. Невозможно понять смысл этих гонений, невозможно рационально объяснить, почему с такой злобой мир нападает на Церковь, уничтожает храмы, убивает праведников. Так происходило на протяжении всей истории, так происходит и сегодня, и мы знаем, что нет другой группы людей, которая бы подвергалась сегодня таким же страшным испытаниям, как христиане. Многие погибают, храмы разрушаются, под разными предлогами христианская вера вытесняется за пределы общественной жизни, особенно в так называемых просвещенных странах.

Церковь не может быть безразличной ко всему этому. Она отвечает на происходящее молитвой, мужественным исповеданием веры, отвечает борьбой. Вот поэтому Церковь земная и называется Церковью воинствующей, а Церковь на небесах – Церковью торжествующей. Там нет никакой борьбы со злом, там Церковь свидетельствует о победе Христа над злом, о своем сопричастии этой победе, – вся борьба сосредоточена в нашем мире.

Пройти спасительно, не дрогнув, не убоявшись, не потеряв веры

Но что самое важное нам следует понять сегодня, в день поминовения усопших: не существует двух Церквей, существует только одна Церковь Господа и Спасителя, которую Он стяжал Кровью Своею. И торжествующая на небесах, и воинствующая здесь, в рамках человеческой истории, – это одна Церковь. И потому сегодня вместе с нами, несомненно, присутствуют и те, кто похоронен здесь, за кого мы молились, и многие другие, за кого мы сегодня молились в своих личных молитвах. Они в той, торжествующей Церкви, и они вместе с нами. До времени мы этого не видим, но неизвестно, когда каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, увидит все это. Увидит великую Божию Церковь, торжествующую победу Христа над грехом и смертью в вечности, и Церковь воинствующую, остающуюся здесь, на земле, в человеческой истории, чтобы каждый из нас мог пройти в этой Церкви свой жизненный путь. Пройти спасительно, не дрогнув, не убоявшись, не потеряв веры, но борясь с грехом, ложью, клеветой, неправдой, бесовскими искушениями, утверждая Божий закон жизни, и, взирая в будущее, приуготовить себя к воссоединению с Церковью торжествующей.

Из проповеди после Литургии
и пасхального поминовения усопших
в Архангельском соборе Московского Кремля
17 апреля 2018 года,
во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить