В Неделю вторую по Пятидесятнице Церковь вспоминает призвание Господом Иисусом Христом Святых апостолов. Оставляя всё, они идут за Христом, понимая, что в этом призвании есть воля Божия.

Редакция портала «Русский Афон»подобрала пять поучений афонских старцев о призвании каждого человека.

1. И мы талант, данный нам Богом, должны преумножать. Он дал нам дар слова? — скажем несколько слов утешения. Дал физическую силу? — послужим человеку слабому. Одному Он дал талант ухаживать за больными — пусть ухаживает. Другому дал склонность трудиться в браке: помогать мужу или жене, детям. Третьему — призвание к монашеству, чтобы служить Ему в подвиге. Кому-то Он дал финансовое благополучие с тем, чтобы и другим помогал, чтобы тратил своё богатство только на необходимое для себя и не прилеплялся к нему сердцем, обеспечивая себя, уделял от Благословения Божия и тому, кто слабее. Каждому Бог дал некий дар как призвание, и человек должен послужить Божественному о нём Промыслу, чтобы на деле показать Богу свою благодарность. Через эту благодарность он спасается милостью Божией. Бог принимает эту благодарность как служение Себе, приходит и воздаёт за неё дарами, самый щедрый из которых — Его Царствие, Горнее Отечество.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

2. Каждый человек должен освятить своё призвание, исполнить то, что ему по силам. Допустим я пошёл бы сейчас в Протат[1] и занял бы место Фирфириса[2]. Возможно ли это? Конечно нет! Необходимо искать, что мне по силам сделать, и стремиться следовать своему призванию. В Пирее по молитве простого портового грузчика был воскрешен его умерший тесть. Своей подвижнической жизнью этот человек освятил жизнь целого порта, собственным примером изменив жизнь многих людей. Но он никогда не говорил: “Почему бы мне не стать монахом?”.

Преподобный Паисий Святогорец

3. В глазах Божиих женатый человек ничем не отличается от неженатого, лишь бы оба жили по заповедям Божиим, жили бы жизнью по Богу. Девство, нестяжательность, нищета – это добродетели монаха, они находятся в сердце человека. Можно быть по телу девственником, а в душе подобным распутнице, растленной злом и страстями. Можно владеть многоэтажными домами, а в душе быть свободным от вещей и жить как нестяжатель. Но можно быть бедным, а в душе быть стяжателем. Не количество земных благ делает человека стяжателем или нестяжателем, а сердечная привязанность. Особое значение имеет то, чтобы человек узнал свое призвание.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

4. Люди, когда их спрашивают, кто становится монахом, в своих ответах обычно делают упор на узком толковании слова «призвание»; то есть, по их мнению, монахами становятся те, кто «чувствует призвание». Но о призвании говорится и в более широком контексте, особенно если мы примем во внимание слова Господа на­шего: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего» (Ин. 6, 65). Так вот, вопрос в том, кому же дается такое благословение от Отца? Известно всем, что Бог никого не предпочитает больше других и никого не отвергает, как часто начинают думать те, кто узко понимает слово «призвание». Слово «призвание» есть человеческое выражение с несколько иным содержанием. Дело в том, что божественным совершенным свойствам присуще ведение, согласно которому Бог знает все о человеке от начала, еще прежде его рождения, вплоть до конечной его цели, к которой он Им предназначен. И в ком из мыслящих существ Бог видит преизбыток доброго намерения, видит, что конкретный человек предпочитает преданность и послушание Ему, тому Он дает Свою Благодать и укрепляет в осуществлении этой цели. О таких-то людях и говорится, что они имеют призвание в противоположность тем, кто не делает такой добрый выбор. Разница как раз в том, что не существует какого-то особенного призвания от Бога, потому что это было бы несправедливостью одних предпочитать, а других не хотеть знать – вещь, которая не соответствует божественному совершенству. Из этого следует вывод, что высшее избрание зависит не от особенного предназначения, а от намерений человека.

Старец Иосиф Ватопедский

5. Чрез полную веру и долгий подвиг человек должен достигнуть подобия Богу даже до тожества, сначала уразуметь и затем реализовать в своей свободе предвечный замысел о нас Творца. Таков смысл заповеди Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»[3]. Уклоняясь от того труда (чтобы не сказать — распятия), с которым связано осуществление богоподобия в нас, мы унаследуем могильную тьму. По данной нам свободе самоопределения мы, конечно, можем игнорировать столь высокое призвание, требующее от нас всех сил нашего существа. Но нельзя нам изменить предвечную идею, предвечный замысел Бога о нас, свести нашу природу до уровня животных, то есть временного бывания вне вечного света Божества.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

Источник: «Русский Афон»

12 июня 2018 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить